Приватизация государственного имущества это

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного имущества это

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).

Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»).

Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — ) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция.

Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества.

Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

Приватизация, выкуп, аренда государственного недвижимого имущества

Приватизация государственного имущества это

Недвижимость — самый ценный ресурс. Деньги могут девальвироваться, золото — упасть в цене, потерять спрос, но наличие в собственности недвижимости или право пользования недрами будет гарантом стабильного развития компании.

Любая недвижимость, неважно, здание, инженерное сооружение или земля всегда имеет собственника. Владельцем может быть частное лицо или компания, муниципалитет.

Крупнейший собственник недвижимого имущества в России — государство. В его владении порядка 90% всех объектов недвижимости в РФ.

К тому же именно государство распоряжается недвижимым имуществом, ведет его учет, планирование, выдает на открытый рынок.

Приватизация государственной или муниципальной собственности дает большие преимущества. Право собственности позволяет распоряжаться объектом по своему усмотрению:

  • передавать в аренду для получения финансовой выгоды;
  • использовать для ведения бизнеса;
  • продать или подарить;
  • передать в наследство;
  • использовать как залог при получении кредита.

Несмотря на то, что в распоряжении государства достаточно много недвижимости и теоретически ее должно хватить на всех, спросом пользуются лишь ограниченное количество объектов.

Это наиболее привлекательные объекты недвижимости: плодородные земли сельхоз назначения в доступном месте с удобным подъездом или наличием системы полива, рентабельные промышленные предприятия, коммерческие объекты в перспективных районах города, недра, богатые полезными ископаемыми.

Чтобы никто не был обижен, и государственная недвижимость была распределена по-честному, был принят ряд законопроектов, регулирующих отчуждение госимущества. Предусмотрено несколько способов приобретения объектов государственной недвижимости:

  • аренда по результатам аукциона/торгов или без них;
  • безвозмездная приватизация жилья, земель;
  • приватизация с проведением торгов;
  • выкуп на основе права преимущественного приобретения.

Как арендовать или приватизировать недвижимость у государства?

Согласно законодательству предусмотрено две процедуры возмездной приватизации или аренды недвижимости:

  • с проведением публичных торгов;
  • на основе права первоочередного выкупа (без торгов).

Процесс аренды или приватизации путем участия в торгах можно разделить на два этапа:

  1. Подготовка документов и подача заявки на электронной площадке torgi.gov.ru.
  2. В случае победы оформляется право собственности — процедура схожа с процессом оформления аренды или сделки купли-продажи.

Аренда недвижимости у государства является одним из самых популярных способов приобретения недвижимости у государства. С одной стороны не нужны большие капиталовложения для приобретения недвижимости, чтобы получить перспективный объект. К тому же, ряд перспективных объектов государственного имущества не включен в перечень для приватизации — доступна только аренда.

Обратная сторона медали — высокая конкуренция при проведении торгов, на наиболее привлекательные объекты арендная стоимость по результатам аукциона может быть установлена в несколько раз выше рыночной.

Альтернативный вариант — приватизация государственной недвижимости. Здесь конкуренция меньше, но если стоит задача приватизировать привлекательный земельный участок или помещение в центре города стоит готовиться к увеличению цены выше рыночной на 50-100%.

Наиболее предпочтительный вариант — предусмотренная законодательством льготная приватизации арендованного имущества. Согласно последним поправкам в ФЗ № 159 правом первоочередного выкупа могут воспользоваться предприниматели, которые на момент подачи заявки выполнили два условия:

  • объект недвижимости находится в пользовании на праве аренды не менее двух лет;
  • заявка подана до завершения срока аренды.

Право выкупа без торгов позволяет приобрести недвижимость по более выгодной, рыночной стоимости, которая определяется независимым оценщиком. Отдельно в ЗК РФ прописан ряд случаев приватизации земли без торгов.

Случаи первоочередного предоставления земли без торгов

Кому выдаетсяВид недвижимостиСпециальные условия
Владельцам зданий/помещенийНаделы, на которых возведены здания
Физическим лицамЗемли для ИЖС, дачные участкиПри условии, что в течение месяца никто не подал заявку на участие в торгах
Владельцы дачных или сельхоз.

участков

Прирезка бесхозных участков, расположенных рядом с объектом недвижимости, находящимся во владении
Частным лицам, фермерским хозяйствамЗемли сельскохозяйственного назначенияПри условии, что в течение месяца никто не подал заявку на участие в торгах
Физическим или юр.

лицам

Арендованные сельхозземлиУчасток должен быть в аренде не меньше 3 лет, используется по назначению, заявление было подано до завершения арендного срока
Фермерским предприятиямЗемли, взятые в бессрочное пользованиеБесплатная приватизация/выкуп по цене до 15% кадастровой стоимости
Некоммерческим организациямЗемли общего пользования
Юр. лицамУчастки, образованные при разделении наделов, выделенных под дачное хозяйствоЗемли общего пользования
Юр. лицамАрендованные земли для комплексного освоения
Юр. лицамЗемли, переданные в бессрочное пользование

В каких случаях можно приватизировать государственную недвижимость безвозмездно?

Приватизация сулит большие выгоды, особенно привлекательной является процесс передачи госимущества в частное владение на безвозмездной основе (бесплатно). Но здесь возникает вопрос: кто может воспользоваться таким правом и как это сделать?

ЗК РФ предусматривает возможность однократно бесплатно приобрести землю:

  1. Землю под дачными домиками или загородными коттеджами, гаражами, банями — находится во владении в бессрочном пользовании, в аренде.
  2. Участки под частными коттеджами, приобретенными до 6 марта 1990 года.
  3. Земли под многоквартирным домом (в долевую собственность).
  4. Земли под постройками, которые находятся во владении общественных некоммерческих, религиозных, благотворительных организаций (только объекты, приобретенные до начала действия ЗК РФ).
  5. Участок для ИЖС для льготных категорий граждан: герои СССР, РФ, Социалистического труда, кавалеры Ордена Трудовой Славы, многодетные семьи.
  6. Земли для фермерского хозяйства, садоводства, для наружной рекламы, «льготным категориям граждан».

Распространенные трудности

Возмездная или безвозмездная приватизация, аренда государственного или муниципального имущества, как любые другие сделки с имуществом требуют тщательной подготовки документов.

Без специализированных знаний и опыта высок риск возникновения различных проблем, которые могут, как в несколько раз продлить сроки оформления документов, так и вовсе стать непреодолимой преградой.

Чаще всего при приватизации или аренде государственного имущества возникают такие сложности:

  1. Значительно завышенная выкупная цена (при наличии права первоочередного выкупа/аренды).
  2. Затягиваются сроки, чиновники препятствуют предоставлению аренды или приватизации без торгов.
  3. Госорганы отказывают в преимущественном праве выкупа.
  4. В установленный срок (30 дней) на объект недвижимости не появились других покупателей, однако организаторы отказывают в приватизации имущества.
  5. Местные власти отказывают в выделении земельного участка в безвозмездное пользование при наличии законного права.

Это самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются как частные лица, так и компании при желании арендовать или выкупить государственную недвижимость.

Порой даже малейшей ошибки достаточно, чтобы получить отказ и упустить возможность приобрести привлекательный объект на выгодных условиях.

При получении земли на безвозмездной основе препятствия, порой, возникают, буквально на каждом этапе оформления. Правильное решение — довериться опытным юристам. Мы:

  1. Соберем пакет документов, безупречно оформим заявления в соответствии с требованиями законодательства.
  2. Представим ваши интересы в государственных органах, сведем ваше общение с чиновниками до минимума.
  3. Организуем независимую оценку, поможем получить наиболее выгодные условия, при наличии законных оснований добьемся преимущественного права выкупа или приватизации на безвозмездной основе.
  4. Подготовим документацию для постановки нам кадастровый учет и приватизации неучтенных объектов.
  5. При необходимости, представим ваши интересы при проведении торгов.

Мы досконально изучили особенности процедуры приватизации или аренды государственного имущества на практике, хорошо знаем все подводные камни и способы их обойти. Просто позвоните. Мы избавим вас от хлопот и поможем оформить в собственность привлекательный объект недвижимости на выгодных условиях и в сжатый срок.

Источник: https://zemelniy-urist.ru/privatizaciya-vykup-arenda-gosudarstvennogo-nedvizhimogo-imushhestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.