Приватизация государственного и муниципального имущества является

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок, условия и этапы

Приватизация государственного и муниципального имущества является

Приватизацией называется переход права собственности от государства к частным лицам и организациям. В России ее процедура регулируется ФЗ № 178, нормативными актами различных министерств, ведомств и муниципалитетов.

Региональные органы власти могут вносить незначительные изменения в схему проведения приватизации государственного и муниципального имущества, которые не должны противоречить порядку, указанному в федеральном законодательстве.

Процедура приватизации

Приобрести у государства можно практически любое имущество. Исключения составляют военные, стратегические объекты и важные историко-культурные ценности. Например, военнослужащий получает жилье на территории части. Его нельзя получить в собственность, однако пользоваться им может не только он, но и члены семьи.

Есть ограничение и по субъектам приватизационного процесса. Выкупать собственность государства не могут юридические лица, в которых доля органов федеральной или региональной власти составляет более 25%. Порядок приватизации муниципального имущества утверждается каждым муниципалитетом самостоятельно и не должен противоречить федеральному законодательству.

Способ приобретения гос. имущества в собственность зависит от вида приватизации (передаваемого объекта).

Большая часть передаваемого в частную собственность государственного имущества приходится на жилье и земельные участки. Приватизация жилых помещений бесплатна для проживающих в них людей.

Земля на безвозмездной основе может быть передана только в двух случаях: она перешла по наследству или находится в пожизненном владении.

Еще одним видом приватизации является приобретение государственного или муниципального предприятия. Эта процедура осуществляется на платной основе.

Независимо от вида приватизации процедура передачи в частную собственность проводится в несколько основных этапов:

  • составление перечня отчуждаемого имущества;
  • утверждение этого перечня и порядка передачи;
  • процедура оформления.

Длительность прохождения всех этапов зависит от того, кто является собственником объекта — федеральные власти или региональные. В остальном схема приватизации муниципального имущества (понятие, порядок, способы) идентична государственной.

Переоформление жилья

Жилые помещения, как правило, находятся в управлении местных органов власти. Поскольку

процесс перевода жилищного фонда из государственного в частный носит массовый характер, для его регламентации муниципалитеты издают региональные нормативные акты, где утверждают схему передачи жилья гражданам. Это значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры приобретения дома, квартиры или комнаты.

Безвозмездная передача жилых помещений в собственность граждан имеет некоторые особенности. Для ее осуществления необходимо получить согласие на переоформление от всех членов семьи, которые проживают в приватизируемом помещении, за исключением малолетних детей и ограниченных в дееспособности.

Совершеннолетние участники этой процедуры могут бесплатно стать собственниками квадратных метров только один раз. В дальнейшем такая возможность им предоставляется только на платной основе (выкуп жилья у государства) и не относится к приватизации.

Если хотя бы один из проживающих несогласен с переоформлением жилья, то получать разрешение на изменение статуса квартиры или дома придется через суд. Прибегнуть к помощи судебных инстанций придется и в тех случаях, когда гос. органы отказываются переоформлять в собственность объект недвижимости, необходимо его исключение из перечня неотчуждаемого имущества.

Приобретение в собственность госпредприятий

Способы приватизации государственного и муниципального имущества подробно описаны в ФЗ № 178. При выборе конкретной схемы передачи прав на предприятие или организацию имеет значение размер уставного капитала передаваемого объекта, запланированная продажа всего имущественного комплекса или его части и т. д.

Возмездная передача госсобственности возможна следующими способами:

  • преобразование госпредприятия в ООО или АО;
  • продажа акций;
  • организация аукциона;
  • прямая продажа предприятия без объявления цены;
  • вклад частных лиц или организаций в уставные фонды.

Способы приватизации муниципальной собственности отличаются от федеральной только порядком утверждения ее процедуры.

На общегосударственном уровне свое согласие на отчуждение собственности дает правительство страны. Оно же утверждает и порядок передачи прав на объект.

Муниципальная собственность находится в ведении местных органов власти, что значительно упрощает проведение приватизационных процедур.

Любое частное лицо может стать участником приватизации государственной и муниципальной собственности.

Прежде чем попытаться приобрести заинтересовавший объект недвижимости или предприятие, необходимо убедиться, что они могут быть внесены в реестр приватизируемого имущества и нет ограничений на их отчуждение из государственной собственности.

Источник: https://chebo.pro/pravo/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva.html

Предпринимательское право России

Приватизация государственного и муниципального имущества является

Порядок приватизации — урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);

второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ на очередной финансовый год.

В подготовке прогнозного плана (программы) принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованные органы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имущества в Правительство РФ.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ.

Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Другая особенность: акции открытых акционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Закона о приватизации).

В решении должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Особые требования предъявляются решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.

Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества.

Итак, способ приватизации имущества — это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);
  10. продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Мы не согласны с мнением, что способы приватизации расположены в Законе о приватизации в определенном порядке: переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации.

Здесь нет очередности.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа — исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более подробно.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст.

11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

В рассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы собственности.

Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст.

58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Тем не менее, способом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.

Закон о приватизации (п. 3 ст.

13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • на конкурсе;
  • посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred59.htm

32.Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества является

Слово«приватизация» вошло в лексикон россиянуже довольно давно.

Первые решения опередаче предприятий, ранее находившихсяв государственной собственности, частнымлицам были приняты в 1990 году, то естьеще на позднем этапе перестройки.

Однакополноценно процесс приватизациигосударственного и муниципальногоимущества начался2 годами позже — уже после окончательногопадения советской власти и распадаСССР.

Самопонятие приватизации может рассматриватьсяв 2 смыслах. В узком смысле приватизациейобычно называют процесс бесплатнойпередачи жилья в собственность граждан(чтобы убедиться, вбейте в любом поисковикеслово «приватизация» — и сами увидите,что практически все ссылки будут насайты, где обсуждается именно передачажилья).

Ноесли смотреть шире, то приватизациягосударственного и муниципальногоимущества толькоодним жильем не ограничивается.

Гражданамили коммерческим организациям могутпередаваться нежилые помещения, предприятия,объекты культуры — словом, любоеимущество, кроме того, которым по законуможет владеть лишь само государство(приватизировать вооружение или боевуютехнику никто, разумеется, не позволит).

Видыприватизации государственного имуниципального имущества

Из-затакого понимания термина и появляетсяразница между разными типами приватизации:

  1. Приватизация жилья — всегда бесплатна (выкуп квартир, принадлежащих муниципалитету или государственным органам, по рыночной цене приватизацией называться не может) и производится только для граждан, проживающих в них.

  2. Приватизация земли — может быть платной, но допускается и бесплатная для граждан, которые раньше имели участок на основании пожизненного наследуемого или бессрочного владения (на сегодняшний день таких участков практически не осталось).

  3. Приватизация предприятий и другого имущества — осуществлялась и осуществляется на возмездной основе (хотя зачастую и за символическую плату). При этом в качестве получателей имущества могут быть не только люди, но и организации (к примеру, разнообразные АООТ, АОЗТ и прочие предприятия, возникавшие на базе приватизируемых совхозов и заводов).

Крометого, по тому, кому принадлежало имуществоизначально, можно выделить приватизациюмуниципального имущества илигосударственного.

С правовой точкизрения особой разницы между ними нет,единственное серьезное отличие состоитв том, что в отношении муниципальнойсобственности процесс может дополнительнорегулироваться местными нормативнымиактами.

Однако содержание таких актов,по большому счету, в различных регионахи муниципальных округах не слишкомотличается друг от друга.

Способыприватизации государственного имуниципального имущества по законодательству

Нормативнымиактами предусмотрен ряд способов,которыми имущество передается в частныеруки. К ним относятся:

акционирование(преобразование государственногоили муниципального предприятия вакционерное общество);

  • преобразование предприятия в ООО без акционирования;
  • продажа имущества или акций в капитале обществ, принадлежавших государству или муниципалитету, на аукционе;
  • конкурсная продажа акций государственных или муниципальных предприятий;
  • продажа акций после управления доверенным лицом;
  • продажа через биржевые торги;
  • продажа с необъявляемой ценой (применяется, если аукцион по какой-то причине не состоялся или был сорван);
  • имущественный вклад в создаваемые стратегические акционерные общества (такие как ВГТРК, патронный завод «Вымпел» и т. п.).

Всеэти виды приватизации применяются с2001 года, когда вступил в действиеновый закон. Ранее существовали ещетакие виды приватизациигосударственного и муниципальногоимущества,как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас ониуже представляют собой чисто историческийинтерес: к примеру, последние ваучерныефонды прекратили существование еще до1998 года.

Порядокприватизации муниципального имуществаи государственной собственности

Приватизациягосударственного и муниципальногоимущества происходитв 3 этапа:

  1. Планирование предстоящей приватизации.

  2. Принятие и утверждение нормативным актом условий, на которых будет происходить приватизация государственного и муниципального имущества в данном случае.

  3. Приватизация.

Какни странно, одним из самых сложных этаповпо закону должен быть первый. Именно наэтом этапе муниципальные или государственныеорганы власти, в чьей собственностинаходится имущество, должны подробнооценить, что именно они могут передатьв частную собственность. Это не так-топросто.

Достаточно сказать, что нагосударственном уровне окончательноерешение о приватизациигосударственной собственности принимаетПравительство РФ. Именно оно утверждаетежегодный перечень предприятий, акцийи другого имущества, которое в текущемгоду должно быть передано в частнуюсобственность.

На муниципальном уровневсе определяется, разумеется, решениеморгана местного самоуправления всоответствии с нормами, которые действуютв данном округе.

Способов приватизациигосударственного и муниципальногоимущества нетак много, и орган власти выбирает срединих какой-то один. Какой именно, зависитот конкретных обстоятельств.

Существуетмнение о том, что вид приватизацииопределяется порядком, в котором способызаписаны в законе (от реорганизации вакционерное общество до продажи акцийпосле доверительного управления), ипереходить к следующему можно толькотогда, когда предыдущий не сработал. Насамом деле это не так: орган властивправе выбрать любой вид приватизациигосударственного и муниципальногоимущества ссамого начала.

Некоторыеособенности приватизации муниципальнойсобственности

Процедурыприватизациигосударственного и муниципальногоимущества оченьсхожи, но на муниципальном уровне имеютсянекоторые отличительные свойства.

Во-первых,наиболее знакомое гражданам оформлениев собственность квартир осуществляетсяобычно как раз на уровне муниципалитета.Жилье, принадлежащее государственныморганизациям, конечно, существует,однако его не так много.

Кроме того, рядкатегорий государственных квартир иликомнат вообще не подлежат приватизации.

К примеру, квартиры в городках привоинских частях: офицеры там могут жить,в случае инвалидности или выхода напенсию жилье за ними сохраняется, зачленами семьи военного, погибшего приисполнении, квартира остается — нооформить в собственность ее, как правило,нельзя.

Во-вторых,на муниципальном уровне приватизацииподвергается обычно имущество меньшейстоимости, чем на государственном.Поэтому здесь чаще практикуется продажас аукциона.

Наконец,практически все земли сельхозназначениярасположены на территории муниципальныхсельских округов. Хотя часть такихземель и находится в государственной(в данном случае областной) собственности,существует и муниципальный земельныйфонд. Приватизация земель такого фондапроизводится на основании актов, принятыхместной властью.

Востальном процедуры приватизациигосударственного и муниципальногоимущества неразличаются.

Источник: https://studfile.net/preview/6701926/page:34/

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества (стр. 1 из 6)

Приватизация государственного и муниципального имущества является

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Кто может приватизировать недвижимость?

Ну а теперь вернёмся к участникам приватизации. Для того, чтобы человек имел право оформить бесплатно в собственность муниципальное жилое помещение, существуют некоторые ограничения, установленные законом. Они сводятся к следующим факторам:

  1. Необходимость иметь российское гражданство. Действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № №1541-1) распространяется только на граждан нашей страны.
    Иностранцы и лица без гражданства никак не связаны с Российской Федерацией – и потому передача им бесплатно в собственность жилья никак не обоснована. Что любопытно, платная приватизация, регулирующаяся уже ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», такого ограничения не содержит: ст. 5 этого закона прямо разрешает быть покупателями любым физическим лицам (для организаций уже есть ограничения).
  2. Необходимость проживать в приватизируемом жилье по договору социального найма (ст. 60 ЖК РФ). Пользующиеся жилым помещением по другим основаниям (коммерческий наём, поднаём, временное проживание и т. д.) права на участие в приватизации не имеют. Поэтому одним из первых действий для жильцов, желающих оформить в собственность муниципальное жильё, будет являться оформление самого договора соцнайма, если ранее это по каким-то причинам сделано не было.
  3. Необходимость относиться к членам семьи нанимателя по договору соцнайма (ст. 69 ЖК РФ). При этом в качестве членов семьи рассматриваются не только те, кто к ним относиться согласно нормам СК РФ, но и иные лица, признанные в таком качестве в судебном порядке.
  4. Необходимость иметь право пользования приватизируемой квартирой. Сам факт проживания или отсутствия на жилплощади мало что значит – важно, чтобы в соответствии с законом гражданин имел право проживать в конкретном помещении.
    Поэтому в том случае, если не проживающий, но сохранивший за собой право гражданин не был указан в числе участников приватизации, он будет иметь все основания для того, чтобы обжаловать договор передачи жилья в судебном порядке – и, скорее всего, выиграет дело.
  5. Однократность приватизации. Лицо вправе воспользоваться своим правом на обращение жилья в частную собственность лишь один раз, при этом письменный отказ от участия в приватизации рассматривается с точки зрения закона как реализация этого права.
    Единственным исключением являются те, кто уже ранее участвовал в процессе, будучи несовершеннолетним.

    На них ограничение не распространяется – и такие лица, достигнув возраста в 18 лет и заключив по каким-либо основаниям новый договор социального найма, могут приватизировать и новую квартиру.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Порядок действий

В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Этап планирования будущих мероприятий.
  2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
  3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
  4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.

Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы оформления процедуры

Положение относительно приватизируемого имущества и нормативные акты предусматривают несколько способов передачи недвижимости от муниципалитета в частное владение:

  • Переход муниципального образования, учреждения в общество акционеров;
  • Переход муниципального учреждения в общество с ограниченной ответственностью без привлечения акций;
  • Продажа собственности или акций капитала, которые принадлежали муниципальному органу, через аукцион;
  • Продажа тех же акций на конкурсной основе;
  • Перепродажа акций по факту управления предприятием доверенными лицами;
  • Биржевой торг;
  • Продажа недвижимости через аукцион (любые объекты территориального значения);
  • Имущественные вклады в созданное стратегическое акционерное общество.

Перечисленные способы внедрены в закон с 2001-го года, поскольку до этого времени не было понятия акций в современном смысле. Их аналогами являлись ваучеры, представляющие сегодня интерес разве что историкам или коллекционерам.

Что же касается приватизации муниципального жилья, оформить его проще всего по заявлению владельца. Относительно участков земли придётся принимать участие в торгах, даже если других желающих на подобные объекты нет.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Запрещенное недвижимое имущество для приватизации

Запрещается разгосударствление таких объектов:

  • Служебных квартир;
  • Домов, квартир, которые расположены в пределах закрытых военных поселений;
  • Комнат, что расположены в домах престарелых, интернатах;
  • Жилой недвижимости, которая размещается в домах маневренного фонда, отелях-приютах;
  • Комнат в общежитиях;
  • Помещений в домах аварийного типа (при наличии соответствующего заключения).

В то же время законодатель установил ограничения на приватизацию участков земли, что были ограничены либо изъяты из оборота, в частности:

  • Территории, на которых располагаются сооружения, объекты ФСБ, здания Российской ВС, прочих ФОИВ, административные структуры, военные суды;
  • Национальные парки, государственные природные заповедные территории.

Также в обороте ограничиваются земли, которые расположены в рамках особой охраняемой зоны.

По закону невозможен переход в приватную собственность территорий лесного фонда при условии, если в их пределах расположены водные объекты.

Из числа объектов приватизации законодатель исключает наделы, что заняты особо ценными и значимыми объектами культурного наследия, представленные с целью обеспечения обороны государства, транспорта, связи, промышленности.

Как оформить отказ от приватизации в пользу другого прописанного, читайте здесь.

На сегодняшний день все еще не были определены нормативы, посредством которых был бы определен единый реестр недвижимых объектов, запрещенных к разгосударствлению.

: Приватизация государственной и муниципальной собственности

Источник: https://nedvizhimost23.ru/kvartira/sposoby-privatizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushchestva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.