При перечислении

Поиск ответа

При перечислении

Всего найдено: 78

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу употребления кавычек в названиях станций.

Я всегда думала, что они обязательны, а тут узнала, что якобы в названии станций метро и МЦД их нужно ставить (метро “Комсомольская”, “Нахабино”), а в названий железнодорожных станций – нет. Мне это кажется странным.

При перечислении тогда будет выглядеть: станция “Одинцово” (МЦД), станция Голицыно (не МЦД), станция “Кунцево” (МЦД)? Есть справочник, где это зафиксировано, можете подсказать? Заранее спасибо. С уважением, Наталья.

Ответ справочной службы русского языка

Написание названий железнодорожных станций и станций метрополитена было регламентировано давно. В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина сформулировано правило:

«В названиях железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов и т. п. с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых обозначений, напр.: станция Москва-Пассажирская, Казанский вокзал, аэропорты Шереметьево, Внуково.

Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все те слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов, напр.: станции метро “Александровский сад”, “Октябрьское Поле”, “Проспект Мира”; остановки “Никитские Ворота”, “Улица Лесная”, “Школа”, “Детская поликлиника”» (§ 175).

Эта норма сформировалась вследствие того, что названия железнодорожных станций часто совпадают с названиями населенных пунктов, указывая одновременно и на станции и на населенные пункты, имена которых в кавычки не заключаются. Условных названий, которые по общему правилу можно было бы писать в кавычках, немного.

Большинство названий станций метро условны, часто они образуются от названий внутригородских объектов. Такие названия удобнее писать в кавычках. (Подробнее о кавычках в названиях железнодорожных станций и станций метро можно прочитать в статье В. М. Пахомова «Не забудь… станция Луговая»).

Когда появилась сеть МЦД, возник вопрос о кавычках в названиях станций. Было принято написание в кавычках по аналогии со станциями метро.

Здравствуйте! В школьном упражнении требовалось ответить на вопрос “Какие журналы читают в вашей семье?”. Ребенок написал: “В нашей семье читают журналы “Лиза” и “Сад и огород”.

Отсутствие двоеточия после слова журналы посчитали за грубую ошибку. Обязательно ли в данном случае ставить двоеточие.

Слово “журналы” перед дальнейшими наименованиями разве является обобщающим словом? Интонационной паузы здесь тоже нет.

Ответ справочной службы русского языка

В предложении, написанном Вашим ребенком, возможны варианты пунктуации. Отсутствие двоеточия после слова журналы допустимо, так как это слово может выступать не как обобщающее, а как приложение. Приведем несколько примеров из Национального корпуса русского языка: 

И если другие книги находили отклик только в профессиональной отраслевой прессе, то об этой отозвались журналы «Вопросы литературы» и «Новый мир». [А. Мильчин. В лаборатории редактора Лидии Чуковской // «Октябрь», 2001]

Для нас выписывали детские журналы «Светлячок», «Огонёк» и «Задушевное слово» со всеми приложениями. [Г. Трунов. Поездка в город // «Наука и жизнь», 2008]

На трехногом бамбуковом столике лежали изорванные жирные журналы «Огонек», «Всемирная панорама» и «Аргус». [К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Беспокойная юность (1954)] Письмоводитель мирового судьи таскал нам из библиотеки своего патрона журналы «Отечественные записки» и «Дело». [Скиталец (С. Г. Петров). Сквозь строй (1902)]

Об отсутствии двоеточия пишет и Д. Э. Розенталь в «Справочнике по пунктуации» (М., 1984):

«Если однородным членам предложения, выраженным собственными именами лиц, предшествует общее для них приложение, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие не ставится: Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.

Не ставится двоеточие также в том случае, когда однородные члены выражены географическими названиями, которым предшествует общее для них определяемое слово, после которого при чтении пауза отсутствует: Славятся своими здравницами города-курорты Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск (ср.: …следующие города-курорты: …).

То же при перечислении названий литературных произведений, которым предшествует родовое наименование, не играющее роли обобщающего слова: Романы Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию (ср.: Следующие романы Гончарова: …).» 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, бывают ли случаи, когда запятая ставится перед знаком закрывающей кавычки? Например, при перечислении союзов: «прежде чем…,» / «до того как…,». К сожалению, не могу найти подобного примера в правилах.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед закрывающей кавычкой не ставится никогда.

Добрый день! Можно ли поставить точку с запятой при перечислении ФИО и должности в приказе или распоряжении, например: Командировать Иванову Наталью Михайловну, начальника отдела; Петрову Юлию Ивановну, заместителя начальника отдела; Лебедеву Дарью Анатольевну, специалиста-эксперта…. Или здесь допустима только запятая при перечислении? Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Можно поставить точку с запятой, но при этом будет уместно двоеточие после слова “командировать”.

Скажите, пожалуйста, с какой буквы писать названия при перечислении, когда не повторяется родовое слово: “Партнерами были крупные заводы: …, Х(х)имконцентратов, П(п)ромстальконструкций…” . Таким же образом в тексте встречаются названия институтов: Г(г)идродинамики, Г(г)орного дела. Ответ очень нужен для юбилейного издания. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном контексте корректно написание со строчной буквы.

Подскажите, пожалуйста, нужно ли в статье при перечислении хештегов ставить запятые, ведь в соцсетях никто их не ставит.

Ответ справочной службы русского языка

При перечислении в составе предложения (т.е. при использовании слов в качестве членов предложения) следует руководствоваться правилами пунктуации, то есть ставить соответствующие знаки препинания.

Здравствуйте! В структуру учреждения входят: — Вокальный коллектив «Поющие бабушки»; — Клуб авторской песни. Оправданно ли здесь употребление заглавных букв при перечислении?

Ответ справочной службы русского языка

Рубрики перечня, расположенные после двоеточия, начинаются со строчной буквы (с красной строки).

Пожалуйста, вопрос. Сначала пишут фамилию, затем инициалы? Или наоборот? (в документах; при перечислении наград; получении мест и т.д.) Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пишут вначале фамилию в пофамильных списках (упорядоченных по алфавиту) и в документах (например, в паспорте), в остальных случаях предпочтительно вначале писать имя.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как можно заменить повтор союза “что” при перечислении. Если можно, с примером.

Ответ справочной службы русского языка

Если можно, приведите пример интересующего Вас случая.

Нужна ли запятая перед словом “вдоль”? Прогулявшись вечером по городу вдоль озера, мы снова направились на поиски ужина и уличной еды.

Ответ справочной службы русского языка

При перечислении запятая ставится (в знач. “по городу и вдоль озера”).

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли написана фраза: “…объектам недвижимости, расположенным на ул. Соколиной ст.Козелковской Красноглинского района г.Самары”. Нужны ли запятые при перечислении и правильные ли окончания.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше так: объектам недвижимости, расположенным по адресу г. Самара, Красноглинский р-н…

Здравствуйте. Я ученик 4 класса. Поскажите, пожалуйста, в предложениях: “Я бежал, и падал, и снова бежал.” “Мы купили бананы, и яблоки, и целый пакет апельсинов.

” Нужна ли запятая передпервым союзом “и”? А здесь?: “Я бежал и падал, поднимался и снова бежал.

” Ставится ли она всегда перед первой “и” при перечислении (это, и это, и то), если союз “и” повторяется многократно и с него не начинается перечисление (и это, и это, и то)? Благодарен за ответ, Петр

Ответ справочной службы русского языка

Запятыми разделяются однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами. Следовательно, запятая нужна и перед первым союзом, если до него есть однородный член предложения.

Добрый день! Ответьте, пожалуйста, мы уже третий раз спрашиваем ((( Можно ли ставить точку с запятой при перечислении распространенных деепричастных оборотов, например: учитывая……..; принимая во внимание……; признавая…., постановляет….

Ответ справочной службы русского языка

Точка с запятой может ставиться между деепричастными оборотами, если внутри этих оборотов есть запятые. 

Добрый день. При перечислении годов через запятую, например, 1914, 1916, 1917 и 1918, что писать после последнего года – г. или гг.? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать: гг. (поскольку годы относятся ко всем однородным членам).

Здравствуйте, уважаемые сотрудники портала “Грамота.ру”! Прошу разъяснить, нужно ли ставить двоеточие при перечислении в след. примере. “Так, модель дополнилась такими феноменами как (двоеточие) А,Б,В,Г и Д.” С уважением, Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Так, модель дополнилась такими феноменами, как А, Б, В, Г и Д.

Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

При перечислении

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

Л. Толстой

§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то*, например, а именно, например:

      И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

Первенцев

    Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.

О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез…

Лермонтов

      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…

Лермонтов

      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

Источник: http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/157-dvoe

Артикли в перечислениях в английском языке

При перечислении

Это дополнение к статье про артикли выросло из одного простого вопроса в чате (спрашивайте всякое тоже, не стесняйтесь, ссылка есть в самом низу страницы). Такого простого, что мне понадобилось больше часа на изучение всяких руководств по стилю, чтобы где-то случайно вам не наврать 🙂

Ну, поехали!

Когда мы просто перечисляем какие-то однотипные штуки, мы можем не ставить артикль перед каждой. Например: “The thief wasn't searching for an unattended purse, cell phone, or camera”.

Также мы спокойно говорим что-то типа “I saw a dog, cat, and bear” – в подобных перечислениях нам достаточно одного артикля, как правило.

Мы можем не использовать его для каждого слова, поскольку они все однотипные и мы подразумеваем, что артикль относится ко всем ним.

Как в русском мы можем сказать: “Там были серебряные ложки и вилки” – очевидно, что и те, и другие были серебряными, нам нет смысла говорить: “Там были серебряные ложки и серебряные вилки”.

Точно так же и с артиклями. Это делается просто для благозвучия, если все вещи однотипные и нам нужно именно передать список.

Но если что-то хотя бы слегка выбивается из этого списка, то артикли уже придется использовать в обычном режиме: “I saw a dog, cats, and a bear” – как только кошек стало много, однотипность нарушилась.

Сравните с русским: “Там были серебряные ложки, шкатулка и вилки” – мы теряем “серебряность” при переходе к шкатулке, вилки получаются уже обычные.

Также использование нами артикля в перечислении даже однотипных предметов (“I saw a dog, a cat, and a bear”) может намекать (а может и не) на то, что предметы не такие уж однотипные – например, мы увидели их не все одновременно, а утром увидели собаку, днем – кошку, а вечером пошли в зоопарк и увидели медведя.

Как и прежде, мы сами выбираем, как использовать артикли, в зависимости от того, что именно мы хотим сказать и как дальше будем использовать сказанное.

С артиклем The ситуация практически точно такая же, за тем только исключением, что гораздо чаще есть смысл его использовать повторно. Ну, вы все в курсе: “The Old Man and the Sea”.

Потому что тут это объекты совсем разных типов, так сказать, а не обычное перечисление равнозначных штуковин без особого уделения им внимания.

В этом случае нам важно показать, что мы говорим об очень конкретном старике и очень конкретном море.

И это при том, что в заголовках и названиях вполне допустимо бывает вообще не использовать артикли – вот настолько нам тут важно конкретизировать этих двоих персонажей.

А вот если бы это была картина, перед который мы стоим и, тыкая пальцем, перечисляем, что там изображено, то вполне могло быть что-то типа “I see the old man, house, boat…” (в данном случае все эти штуки однотипны – это нарисованные на картине предметы).

Или если мы говорим “The carpenter and the blacksmith”, то подразумеваем, что это особенные какие-то чуваки, а не список работников предприятия, и дальше мы о них будем рассказывать. Например, на сегодняшнем заседании мы рассмотрим вопрос the плотника и the кузнеца. Но плотника надо наказать, а кузнеца – похвалить, поэтому они не становятся однотипными.

И мы уже заранее этим артиклем даем понять, что отношение к ним будет разным. А можем и не давать это понимание, относясь к ним как к рядовым работникам, а к премии или штрафу – как к сумме денег со знаком плюс или минус. Тогда мы скажем “The carpenter and blacksmith”. Т.е. снова сами решаем, да-да.

И, соответственно, сами понимаем, что нам другие говорят своим выбором артиклей.

В остальном, тут нет каких-то жестких ограничений. Вполне ок использовать артикль много раз, если это не начинает звучать тупо. Вполне ок не использовать, если наоборот. Поэтому обычно “I use the spoon, the fork, the knife, the plate, and the table” вполне упрощается до “I use the fork, knife, plate, and table”.

А вот “I use the spoon I found in the box, the fork you bought last year, the knife I stole from your brother, the plate we broke and tried to repair, and the table I made myself” уже нифига не сокращается до одного артикля перед всем перечислением, и тут целых две причины:

1) объекты-то теперь весьма разнородные;

2) даже если бы объекты были одинаковыми (ложка, которую я спер у хозяина дома, вилка, которую я спер у хозяина дома, и т.д.), то за длиной описания каждого уже теряется и забывается, какой артикль там стоял в начале, поэтому его все равно надо было бы использовать заново.

Так что, во-первых, это во многом вопрос стилистики и благозвучия. А во-вторых, это передает немного дополнительной информации о перечисляемых штуках.

Итого:

1. При простом перечислении однотипных штук, на которые мы не обращаем особого внимания (т.е. нам важно передать список, а не рассказать про штуки), мы можем использовать артикль только перед первым предметом.

2. Как только перечисляемые штуки начинают иметь отдельное значение или не совсем однотипны, нам нужно использовать артикль перед каждой из них.

В общем, ничего сложного, только здравый смысл 🙂

Источник: http://www.extremenglish.ru/article.php?id=17

Простые правила оформления списков

При перечислении

Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление. Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.

Самая распространенная ошибка при составлении списков

Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:

Что нужно сделать утром перед выходом на работу:

  • умывание, чистка зубов,
  • заправьте постель,
  • готовка завтрака,
  • выпить кофе.

Правильнее вот так:

Что нужно сделать утром перед выходом на работу:

  • умыться, почистить зубы;
  • заправить постель;
  • приготовить завтрак;
  • выпить кофе.

Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность.

Как обозначать элементы списка?

Функционал нашей биржи предлагает два варианта: нумерованные и маркированные списки. Однако всего вариантов членения многоуровневых списков три:

  • высший уровень обозначается заглавной буквой с точкой или римской цифрой с точкой (I. или А.);
  • средний уровень — арабской цифрой с точкой (1.);
  • низший уровень — маркером, строчной буквой со скобкой или цифрой со скобкой (а), 1) и т.п.).

Соответственно, если вы хотите ввести в статью многоуровневый список, то примерно он будет выглядеть так:

Мы любим весну за многое:

  1. Все действительно оживает:
  1. Можно наконец достать любимые вещи:

С какой буквы начинать пункты перечисления: строчной или заглавной?

По сути, в оформлении списков действуют те же правила пунктуации, что и в обычных предложениях. Если элементу перечисления предшествует цифра или буква с точкой, он должен начинаться с заглавной буквы, как новое предложение. Например:

Планы мои на сегодня были простыми:

  1. Как следует выспаться.
  2. Заказать в ближайшей доставке еды на целый день.
  3. Пригласить подругу в гости смотреть кино.

Также, если пункты являются отдельными предложениями, а не частями одного, то каждый элемент будет начинаться с заглавной буквы и заканчиваться точкой (об этом — ниже).

Какой знак препинания ставить перед списком

Перед списком может стоять точка или двоеточие. Двоеточие – после обобщающего слова или словосочетания, указывающего на то, что далее следует перечисление, т.е. предложение будет делиться. Возможна постановка двоеточия, если элементы начинаются с заглавной буквы. В остальных случаях ставится точка.  Например:

Мне очень хотелось сегодня сделать две вещи:

  • сходить на концерт,
  • спокойно выспаться.

Знаки препинания после пунктов перечисления

В конце каждого элемента перечисления ставится:

— точка – если части списка представляют собой отдельные предложения. И, как упоминалось выше, начинается каждый пункт с заглавной буквы;

Пример. Санкт-Петербург – замечательный город!

  • Белые ночи наполнены романтикой.
  • Разводные мосты завораживают.
  • Много памятников архитектуры.

запятая – если элементы списка простые, т.е. состоят из одного или нескольких слов, начинаются со строчной буквы, не содержат знаков препинания внутри. Однако допустимо оформлять такие пункты и точкой с запятой;

Пример. Варианты, как добраться до города:

  • поезд,
  • самолет,
  • автостоп.

точка с запятой – если пункты перечисления начинаются со строчной буквы, внутри них есть знаки препинания, в один пункт включается несколько предложений.

Пример – данный список перечисления.

Несколько нюансов, о которых не стоит забывать

*Если в конце элемента перечисления вы пишете фразу «и т.д.», она не выносится как отдельный пункт, а прикрепляется к предыдущему. Например:

В чемодан необходимо положить:

  • одежду на теплое и прохладное время года;
  • гигиенические принадлежности;
  • зарядку для гаджетов и т.д.

*Не забывайте про висячие предлоги. Если перед перечислением стоит предлог, он переносится в первый элемент списка. Например:

Я бы очень хотела побывать:

  • в Италии,
  • Испании,
  • Португалии.

Неправильно:

Я бы очень хотела побывать в:

  • Италии,
  • Испании,
  • Португалии.

*В конце списка не забывайте ставить точку.

Вот, собственно, и все основные правила. Оформляйте списки грамотно и будьте счастливы

Источник: https://help.miratext.ru/blog/prostye-pravila-oformleniya-spiskov

11 правил оформления списков и перечней

При перечислении

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 2

Перечни бывают:

  • простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

  • составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв,а заголовки последующих уровней – со строчных.

Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы.

После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

https://www.youtube.com/watch?v=wvMEwlriZxc

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже.

В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными.

Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

Источник: https://infogra.ru/typography/11-pravil-oformleniya-spiskov-i-perechnej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.