Право пользования землей

Содержание права пользования землей

Право пользования землей

института права пользования землей – совокупность прав и обязанностей землепользователей. Оно проявляется через эксплуатацию, извлечение полезных свойств земли.

Ст. 24 и 41 закона СО «О регулировании земельных отношений на территории СО»

Ст. 40 Земельного кодекса.

Согласно этим актам, за собственниками закреплены достаточно широкие права:

  • 1. Совершать сделки с земельным участком (продать, подарить, передать по наследству, заложить в банк под кредит, сдать в аренду и др.).
  • 2. Обменять на другой земельный участок.
  • 3. Отказаться от земельного участка.
  • 4. Использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ.
  • 5. Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка.
  • 6. Проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы.
  • 7. Самостоятельно хозяйствовать на земле.
  • 8. Предоставлять землю во временное пользование.
  • 9. Право на посевы, посадки и прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции.
  • 1. Общие понятия права пользования землей:
    • – субъекты, объекты и виды права пользования землей

Право пользования землей – один из центральных правовых институтов земельного права. Это объясняется тем, что именно в процессе землепользования происходит извлечение полезных свойств земли как всеобщего предмета труда и как главного средства производства в сельском хозяйстве.

Значение данного института состоит в том, что в нем заложены базовые положения, на основе которых строятся иные виды землепользования, формируются правовые режимы отдельных категорий земель.

Триединая роль земли подчеркивает тесную связь права пользования землей с другими институтами (например: с гос. управлением землей. Возможна ситуация, когда прежде чем предоставить землю одному субъекту, ее нужно сначала изъять у другого. Надо обеспечить контроль за использованием земель).

Институт права землепользования тесно связан с недро-лесо-водопользованием, т.к. все эти ресурсы составляют единый природный комплекс, в котором земля занимает ведущее положение.

При размещении различных объектов раньше учитывался только экономический интерес государства. Однако следует учитывать и возможный ущерб окружающей среде. Должен быть учтен экологический фактор, экологические требования.

Долгое время нарушалось экологическое равновесие в природе, что повлекло негативные последствия (в том числе отразилось на здоровье людей). Современное земельное законодательство пронизывается экологическими требованиями. В настоящее время идет процесс экологизации законодательства.

Об этом говорят ст. 1, 13, 14 и др. ЗК и требования ст. 9, 36 и др. Конституции.

Право землепользования – это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землей, права и обязанности землепользователей* в целях наиболее рационального использования и охраны земель, сохранения и улучшения природной среды.

(Под землепользователями в данном случае понимаются все: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы).

Субъекты права пользования землей

  • – граждане и их объединения
  • – юридические лица
  • – иностранные граждане и иностранные юр. лица
  • – лица без гражданства

Все они имеют право на том или ином титуле пользоваться земельными ресурсами РФ.

Объекты права пользования землей

Общим объектом права пользования землей является Земельный фонд РФ и его составные части (категории). Об этом говорит ст. 7 ЗК.

В узком смысле: объектом субъективного права пользования землей является индивидуализированный земельный участок с выделением его в натуре, определением границ землепользования и с выдачей документа, удостоверяющего право пользования данным участком.

Понятие земельного участка

Ст. 8 закона Свердловской области №40-ОЗ:

Земельный участок – это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (режим) и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Ч. 2 Ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Нормирование землепользования Ст. 33 ЗК РФ («Нормы предоставления земельных участков»):

  • 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
    • – федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;
    • – законами субъектов Российской Федерации – из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    • – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
  • 3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Некоторые субъекты федерации устанавливают конкретные размеры. Например, ст.90 закона Свердловской области («Нормы предоставления земельных участков»):

  • 1. Земельные участки предоставляются:
    • а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, минимальный размер участка которого определяется технико-экономическим обоснованием, в том числе в собственность бесплатно – в пределах среднерайонной нормы на одного члена хозяйства;
    • б) для садоводства – от 0.08 до 0.20 га на семью в собственность за плату или бесплатно, если для этой цели предоставляются малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, либо в постоянное пользование или аренду, если земельный участок находится в зоне, не подлежащей приватизации;
    • в) для коллективного животноводства – в соответствии с проектной документацией;
    • г) для огородничества – от 0,04 до 0,20 га на семью в аренду или во временное пользование*;
    • д) для дачного строительства – от 0,08 до 0,20 га на семью в собственность за плату либо в постоянное пользование.
  • 2. Конкретные максимальные размеры земельных участков для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предельные нормы предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются органами местного самоуправления.
  • 3. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых государственным, кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным и иным хозяйственным обществам (товариществам), не устанавливаются.
  • 4. Для других видов строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных незапрещенных законом целей предельные размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с градостроительной и проектно-технической документацией.
  • – такой вариант действовал до принятия ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.98 г.

На землях, выделенных во временное пользование, не могли возводить капитальные строения. Этот закон предоставил право приватизировать участки.

Ст. 28 ФЗ «О садоводческих…» («Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков»):

  • 1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
  • 2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Не установлены нормы для кооперативов, АО.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств: согласно Положению о крестьянских (фермерских) хозяйствах 1994 г., предельный размер участка для крестьянского хозяйства – 150 га. Эта норма действует в Свердловской области. Известны случаи, когда участки составляют до 400 га. Однако преимущественно хозяйства все-таки малоземельные (участки составляют 10 – 15 га).

Закон Челябинской области устанавливает примерно такие же нормы.

В законе «О земле» Краснодарской области установлена норма землепользования – 300 га – т.к., по их мнению, землепользование в меньших размерах не очень эффективно.

Существует проблема развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Нужно создавать с / х производственные кооперативы, ассоциации.

Пример вторичного землепользования – служебный земельный надел.

Служебный земельный надел предоставляется отдельным категориям граждан отдельных сфер (работники промышленности, ж / д транспорта, лесного хозяйства и т.п.).

Основанием для предоставления служит факт нахождения работника в трудовых отношениях. Работники получают служебный земельный надел от администрации своего предприятия на период своей работы в предприятии.

Исключение составляют пенсионеры, инвалиды и т.п.

Основания возникновения и прекращения права пользования землей. Основания возникновения ППЗ:

  • 1. Передача государством земельных участков на праве собственности или ином титуле (аренда).
  • 2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В постоянное бессрочное пользование передаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности по решению собственников в лице ОГВ или ОМС.

Такие участки могут быть предоставлены государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также ОГВ и ОМС.

В ст. 20 ЗК указано, что гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются.

Очень важное значение имеет п. 3 ст. 20, в котором говорится, что право постоянного (бессрочного) пользования землей, находящейся в государственной или муниципальной собственности, возникшее у граждан и ЮЛ до введения в действие нового ЗК, сохраняется.

Граждане и ЮЛ, владеющие земельным участком на этом титуле, не вправе распорядиться им. Каждый гражданин имеет право однократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

  • 3. Получение земельного участка по договору аренды. Правительство РФ может определять общие начала арендных платежей.
  • 4. Договор временного пользования. Заключается на срок до 3 лет. За это время лицо должно пользоваться земельным участком в соответствии с целевым назначением и сдать в пригодном для использования состоянии.
  • 5. Земельный сервитут. Сервитут – право ограниченного чужим земельным участком. Может устанавливаться в отношении одного или нескольких лиц (частный) или в интересах общества (публичный).

Согласно ст. 23 ЗК устанавливаются следующие сервитуты:

  • – Для проезда через земельный участок.
  • – Использование земельного участка для ремонта электрических сетей и инженерных сооружений.
  • – Для размещения геодезических знаков.
  • – Для забора воды или водопоя скота.
  • – Для прогона скота.
  • – Для свободного доступа к прибрежной полосе.
  • – Для охоты, рыбной ловли и сбора общедоступных растений.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в пользу которых установлен сервитут. Если сервитут влияет на эффективность земельного участка, то собственник вправе потребовать выкупа земельного участка с возмещением всех затрат.

Право пожизненного наследуемого владения. Аналогично праву постоянного (бессрочного) пользования. Это основание промежуточного характера. Основания прекращения права пользования земельным участком:

  • 1. Добровольный отказ от земельного участка (продажа).
  • 2. Ликвидация ЮЛ (собственника земли) либо смерть гражданина, который является пользователем.
  • 3. Использование участка не по целевому назначению.
  • 4. Неуплата земельного налога в течение 2 лет и непогашение задолженности в течение последующего 1 года или не внесение в установленные сроки арендной платы.
  • 5. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
  • 6. Реквизиция. Возможна в случае природных и техногенных аварий и катастроф. Может быть постоянной и временной. В любом случае все убытки должны быть возмещены.
  • 7. Конфискация – безвозмездное изъятие земельного участка в качестве санкции за совершенное преступление.
  • 8. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок.
  • 9. Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, за исключением случаев, указанных в ЗК.

Источник: https://studwood.ru/1514345/pravo/soderzhanie_prava_polzovaniya_zemley

Практики

Право пользования землей

Право пользования землей — допустимая законом возможность хо­зяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Это право выражается в двух основных формах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, ко­торым допустимо реализовать право собственника; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и соору­жений, осуществления мелиоративных работ и т. п.

Конституция (п. 2 ст. 36) закрепляет, что владение, пользование, рас­поряжение землей их собственниками осуществляется свободно. Однако свободное хозяйствование на земле нельзя понимать как произвольное.

В указанной статье предусмотрены два существенных условия, не ущемля­ющих деятельность собственника: свободное хозяйствование не должно наносить ущерба окружающей среде и законным интересам других лиц. В п. 3 ст.

36 устанавливается, что условия и порядок пользования землей оп­ределяются на основе федерального закона в форме выбора способа сво­бодной реализации своих прав. Общим правилом является рациональная организация территории, защита земли от процессов разрушения (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

1. Постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ).

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ юридические лица, за исключением муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2006 г.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки на основе исключительного права.

Исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -с обственники зданий, строений, сооружений.

Субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:

• свыше 3 миллионов человек в размере от пяти – до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

• от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти – до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

• до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех – до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года);

До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога.

При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом “О товариществах собственников жилья”.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения – правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения:

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Согласно ГК РФ данный правообладатель вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

2. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для :

• прохода или проезда через земельный участок;

• использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

• размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

• проведения дренажных работ на земельном участке;

• забора воды и водопоя;

• прогона скота через земельный участок;

• сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

• использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

• временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

• свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.33

3. Безвозмездное срочное пользование земельными участками. В  безвозмездное  срочное  пользование  могут  предоставляться земельные участки:

• из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправлени я- государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более чем один год;

• из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

• из земель организаций, гражданам в виде служебного надела.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов   Российской   Федерации.

   Такие   наделы   предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков .

Источник: https://zem-advokat.ru/practice/item/pravo-polzovaniya-zemley/

Регистрация права пользования участком земли

Право пользования землей
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация права пользования участком земли

Наличие определенного права на здание, как правило, подразумевает наличие аналогичного права на участок земли под ним. Это характерно, прежде всего, для отношений собственности. Однако в ряде случае собственник имущества не обладает корреспондирующим правом на землю под ним. В этом случае у собственника здания возникает право пользования землей.

Под регистрационными действиями понимается юридически значимый акт, совершаемый государственными органами, который признает и подтверждает все юридические действия с правами на объекты недвижимости.

Одним из вещных прав, в отношении предусмотрено проведение государственной регистрации, является право пользования землей.

Право пользования бывает следующих видов:

  • Право постоянного (бессрочного) пользования. После вступления в силу ЗК РФ гражданам перестали предоставлять землю на указанном праве, однако ранее возникшие права сохраняют свою силу.
  • Право пожизненного (наследуемого) владения. По аналогии с предыдущим случаем указанное право пользование существует только в отношении участков, предоставленных до вступления в силу ЗК РФ.
  • Аренда. Самый распространенный вид права пользования, субъектами которого могут выступать как физические, так и юридические лица.
  • Безвозмездное срочное пользование. Самый редкий производный вид права пользования, возникающий в случаях заключения соответствующего договора, объектом которого является земля, принадлежащая на праве собственности субъектам правоотношений.
  • Сервитут земельного участка. Представляет из себя ограничение права пользования участком земли субъектом правоотношения, не принадлежащего ему на праве собственности.

В каких ситуациях требуется проведение регистрации?

Оформление регистрации права пользования землей является обязательной в случаях, прямо предусмотренных системой нормативных актов.

В частности, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит особые правила в отношении особенностей регистрации прав, вытекающих из арендного договора, а также земельного сервитута (ст. ст. 26,27).

Все указанные выше права требуют обязательной государственной регистрации, за исключением следующих ситуаций:

  • При заключении договора аренды на срок менее года, возникающее право не требует совершения регистрационных действий.
  • Постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, возникшие до введения в действие ЗК РФ, не требуют обязательного прохождения процедуры регистрации.
  • Не требует обязательной процедуры регистрации право пользование, возникшее до 31.01.1998 года. В этом случае регистрационные действия в отношении права пользования осуществляется по усмотрению правообладателя по общим правилам, действующим в настоящее время.

Порядок и процедура регистрации

Комплекс регистрационных действий осуществляют государственные регистраторы, должностные лица Росреестра. Процедура регистрации регламентирована ФЗ-122 и состоит из нескольких этапов:

  • Прием документации от правообладателя (заявление; документы, подтверждающие факт наличия, изменения или перехода права; документы, подтверждающие полномочия сторон; документ об оплате госпошлины).
  • Юридическая экспертиза представленной документации на предмет соответствия сделки закону, достоверности документации и отсутствие противоречий между ранее правами, которые были зарегистрированы ранее.
  • Внесение соответствующих записей в ЕГРП.
  • Выдача заявителям документов, подтверждающих совершение регистрационного действия в отношении права пользования.

Существуют и дополнительные этапы государственной регистрации, вызванные случаями приостановления процедуры регистрации либо вынесения отказа в совершении действий по регистрации.

Какие органы осуществляют государственную регистрацию?

Регистрация права пользования землей осуществляется органами Росреестра, расположенными по месту нахождения объекта регистрации. Перечень территориальных органов Росреестра доступен на официальном сайте этой службы: https://rosreestr.ru/site/

По общему правилу регистрация любого права на объект недвижимости (в том числе и на земельный участок) проводится по месту нахождения такого объекта.

За совершением регистрационных действий могут обращаться обладатели права пользования, подлежащего регистрации, при этом участие второй стороны обязательно только в тех случаях, когда право вытекает из двустороннего юридического акта (договоры, контракты и т.д.).

В случаях, когда требуется обязательная регистрация права пользования, однако стороны уклоняются от ее совершения, наступают следующие юридические последствия:

  • Отсутствие регистрации в отношении договора не порождает юридические последствия для третьих лиц.
  • Контрагент стороны, уклоняющейся от совершения обязательной процедуры государственной регистрации права пользования участком земли, имеет право требовать совершения таких действий в судебном порядке с возмещением убытков, вызванных задержкой регистрации.

Необходимо ли делать межевание земли под гаражом при смене собственника гаража? У старого собственника гаража земля была в аренде на 49 лет.

валентина09.08.2018 20:12

Добрый день! Согласна п. 1 ст.

131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Без межевания невозможно провести кадастровые работы и внести точные сведения в ЕГРН. Поэтому да, нужно.

Малов Дмитрий Владимирович14.09.2018 17:45

Задать дополнительный вопрос

Да, межевание обязательно

Дубровина Светлана Борисовна15.09.2018 08:40

Задать дополнительный вопрос

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-prava-polzovaniya-uchastkom-zemli.html

Понятие и общая характеристика права пользования землей. Субъекты, объекты, виды права пользования землей

Право пользования землей

Право пользования землёй – один из центральных правовых институтов ЗП. Право землепользования – это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землёй, права и обязанности землепользователей в целях наиболее рационального использования и охраны земель, сохранения и улучшения природной среды.

Субъекты права пользования землёй 1. граждане и их объединения 2. Юр.лица 3. иностранные граждане и иностранные юр. 4. лица без гражданства. Все они имеют право на том или ином титуле пользоваться земельными ресурсами РФ.

Общим объектом права пользования землёй является Земельный фонд РФ и его составные части (категории). Об этом говорит ст.7 ЗК.

В узком смысле: объектом субъективного права пользования землёй является индивидуализированный ЗУ с выделением его в натуре, определением границ землепользования и с выдачей документа, удостоверяющего право пользования данным участком. Понятие ЗУ. Ст.

8 закона Свердловской области №40-ОЗ: Земельный участок – это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (режим) и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах гос.регистрации.

Виды землепользования: 1. по целевому назначению: 1.1 для ведения сх; 1.2. размещения промышл объектов; 1.3 для ведения крест ( ферм) хоз-ва). 2. по содержанию: 2.1.

общее (все граждане могут использовать этот участок для прохода, проезда), 2.2. специальное ( для определенных целей) 3. по сроку: 3.1. срочное ( 1; 5; 49 лет) 3.2.бессрочное 4. по Sу: 4.1.

землепользование юр лиц,. 4.2. землепользование физ лиц.

Принципы: – возникновение прав на землю по основаниям предусмотренным законом, -недопущение владением землей без ее использования, -устойчивость землепользования, -равенство всех прав и обязанностей (ст. 40-42), -оптимальное сочетание частных и общественных интересов, -сочетание землепользования с другими видами пользования.

Титулы: – постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК) – пожизненное наследуемое владение (ст. 21 ЗК) – аренда (ст. 22 ЗК) – сервитут, в т.ч. частный (ст. 23 ЗК) – безвозмездное срочное пользование (ст.24 ЗК)

Пользование может прекратиться, если лицо продаст землю, обменяет или подарит ее; непосредственное пользование может временно прерваться, если лицо сдаст землю в аренду или предоставит ее кому-либо в пользование безвозмездно.

Пользование может прекратиться также в том случае, если собственник не сможет погасить долг ипотечному учреждению и заложенная собственником земля будет продана “с молотка” в принудительном порядке для погашения его долга.

Право пожизненного наследуемого владения.

Нормативная основа: статья 21 ЗК РФ, статьи 265-267 ГК. Право пожизненного наследуемого владения предусмотрено земельным законодательством исключительно для граждан, которые приобрели указанное право до вступления в силу ЗК РФ.

права пожизненного наследуемого владения ЗУ лишено правомочия распоряжения. Однако в отличие от права постоянного (бессрочного) пользования законодатель делает одно исключение – право пожизненного наследуемого владения может наследоваться.

Право пожизненного наследуемого владения ЗУ, находящимся в гос-ой или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до вступления в силу ЗК РФ, сохраняется.

Однако после введения в действие ЗК РФ предоставление ЗУ гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается.

Оформление в собственность граждан ЗУ, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

Гос.регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения по наследству производится на основании свидетельства о праве на наследство.

Переход права пожизненного наследуемого владения от одного лица к другому осуществляется исключительно путем наследования по закону.

Граждане, имеющие ЗУ в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность в соответствии с законодательством о дачной амнистии.

Основания прекращения права пожизненного наследуемого владения (ст.

45 ЗК): -при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на ЗУ; -при использовании ЗУ не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; -при неустранении совершенных умышленно таких земельных правонарушений как отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы и тд; -при изъятии ЗУ для гос-ых или муниципальных нужд и иные основания.

Постоянное (бессрочное) пользование землей.

Нормативная основа: статья 20 ЗК РФ, статьи 268-270 ГК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования является одним из основных видов вещных прав на землю, предусмотренных как земельным, так и гражданским законодательством.

В отличие от собственников земельных участков субъекты данного права лишены существенного правомочия – правомочия распоряжения ЗУ. Лица, обладающие ЗУ на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника ЗУ.

Любые сделки по распоряжению ЗУ лицом, которому участок предоставлен на данном праве, должны признаваться ничтожными как не соответствующие закону.

В настоящее время в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно гос-ым и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, а также ОГВ и ОМС.

С момента вступления ЗК РФ в силу юр.лицам иных организационно-правовых форм, а также гражданам (в том числе гражданам – индивидуальным предпринимателям) ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Если же решение о предоставлении указанным лицам ЗУ на праве постоянного (бессрочного) пользования все-таки принято после вступления в силу ЗК РФ, то оно должно быть признано в судебном порядке недействительным в силу ст.

13 ГК РФ либо не подлежащим применению в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Граждане вправе, а юр.лица иных организационно-правовых форм обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности либо на право аренды по своему выбору. Юр.

лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ на право аренды ЗУ или приобрести ЗУ в собственность до 1 января 2012 года либо до 1 января 2015 года (в отношении ЗУ, на которых расположены линейные объекты: линии связи, трубопроводы, дороги и т.п.).

Выбор конкретного титула остается за правообладателем независимо от мнения публичного органа, уполномоченного распоряжаться ЗУ.

Оформление в собственность граждан ЗУ, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Порядок оформления установлен законодательством о дачной амнистии.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ (ст.

45): -при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на ЗУ; -при использовании ЗУ не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; -при неустранении совершенных умышленно таких земельных правонарушений как отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы и тд; -при изъятии ЗУ для гос-ых или муниципальных нужд и иные основания.

Аренда земли.

Ст.22 ЗК. Аренда – это предоставление какого-либо имущества, в данном случае ЗУ, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды.

Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи ЗУ в аренду обладают все собственники ЗУ. ГК и ЗК устанавливают общие требования к аренде ЗУ, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды.

Основными признаками аренды земель являются: – срочность (действует определенный период времени, определяемый в договоре); -платность, т.е. возмездность арендных отношений, проявляющаяся в арендной плате, выплачиваемой арендатором арендодателю; – возвратность, т.е.

по истечении срока аренды арендованное имущество – земля – подлежит возврату арендодателю.

Действующим федеральным земельным законодательством сроки договора аренды не установлены.

Договор аренды составляется в письменной форме, за исключением краткосрочной аренды на срок до одного года, который может быть заключен в устной форме и не подлежит гос.регистрации.

По истечении срока договора аренды ЗУ его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды ЗУ. Размер арендной платы определяется договором аренды.

В соответствии с законодательством ЗУ в РФ могут предоставляться гражданам, юр.лицам, иностранным гражданам, иностранным юр.лицам, лицам без гражданства и иностранным гос-вам.

Арендатор ЗУ вправе передать свои права и обязанности по договору аренды ЗУ третьему лицу, в том числе отдать арендные права ЗУ в залог без согласия собственника ЗУ при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. Арендатор ЗУ имеет право передать арендованный ЗУ в субаренду.

В договоре должны быть четко указаны местоположение ЗУ, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий ЗУ.

Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Сдача ЗУ в аренду не прекращает и не отменяет прав третьих лиц на него (права залога, права сервитута, преимущественных прав перед другими лицами т.п.).

Статья 46 ЗК РФ предусматривает основания прекращения аренды земельного участка.

Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае: -использовании ЗУ не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; – использовании ЗУ, которое приводит к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки; -изъятии ЗУ для гос-ых или муниципальных нужд; – реквизиции ЗУ и иных случаях.

Договор аренды земельного участка прекращается: – по соглашению сторон; – по решению суда; – по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя. Прекращение аренды земельного участка не допускается в период полевых с/х работ.



Источник: https://infopedia.su/8x15d0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.