Право на бесплатную приватизацию земли

Содержание

Кто имеет право на безвозмездную (бесплатную) приватизацию земли? Обучение риэлторов

Право на бесплатную приватизацию земли

Процесс приватизации земли, то есть  передача из государственной в частную собственность, сулит ее участникам немалые выгоды.

Особенно для тех категорий лиц, которые имеют законное право получить землю в собственность на безвозмездной основе.

При этом воспользоваться предоставляемой льготой они имеют право только один раз и только на один земельный участок.

Услуга риэлтора по приватизации земли порой бесценна для клиента. Этот процесс довольно трудоемкий, занимает определенное количество времени, требует решения проблем, связанных с установлением границ, согласованием с соседями, несовпадениями по площади и других трудных вопросов.

Бесплатная приватизация предусмотрена Земельным кодексом (ЗК РФ) для следующих категорий:

1. Граждане, уже владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Как правило, объектом приватизации являются земельные участки, на которых возведены жилые, дачные, садовые дома, а также иные постройки (гаражи, бани, сараи).

Хотя граждане имеют право оформить собственность на участок независимо от степени его застройки.

Помимо «индивидуальной» приватизации, для садоводческих, огородных, дачных объединений предусмотрен «коллективный» порядок приватизации. Он используется при приватизации участков всеми членами объединения.

 Если же кто-то из членов объединения уже использовал право на бесплатную приватизацию, в рамках «коллективной» приватизации он может приобрести участок только на возмездной основе.

На характере приватизации других  членов объединения это не отразится.

Риэлторам, работающим с загородной недвижимостью очень пригодится знание закона о « дачной амнистии», чтобы не делать лишней работы по оформлению в собственность земельных участков.

2. Граждане, уже фактически владеющие участком земли. Это участки,  на которых расположены жилые дома, приобретенные гражданами  до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I “О собственности в СССР”, и не оформившие до настоящего времени свое право должным образом. Данное право реализуется в соответствие со ст. 20 ЗК РФ.

Для 1 и 2 категорий граждан ограничений по площади участка, подлежащего приватизации, не установлено. Достаточно предоставить выданные ранее документы, подтверждающие размеры выделенного надела земли.

Преимущественное право для бесплатной приватизации земли имеют собственники строений. Прежде, чем риэлтор будет браться за исполнение  услуги по приватизации участка , надо выяснить все обстоятельства и проверить документы на дом и участок.

3. Граждане, владеющие помещениями в жилом многоквартирном доме. Жильцы дома имеют право приобрести землю в  общую долевую собственность.

Площадь участка определяется размером территории, на котором расположено само здание, и размером прилегающей территории, которая используется для обслуживания этого здания.

При расчете размеров должны  соблюдаться  требования противопожарной безопасности, санитарные разрывы между зданиями и другие градостроительные нормативы.

При определении размеров участка, кроме того, должны быть учтены условия проживания граждан на смежных участках, например, свободный их доступ ко всем необходимым объектам. 

Определить границы участка при передаче его в собственность домовладельцам должны органы местного самоуправления или государственной власти на основании действующих на данной территории нормативов.

Участвовать в приватизации в общую долевую собственность могут не только собственники квартир, но также иные лица, владеющие в этом доме на праве собственности нежилыми помещениями. 

4. Определенные льготные категории юридических лиц (общественные организации инвалидов, религиозные,  благотворительные организации). Имеют право приватизировать земельный участок, на котором расположено  здание, сооружение, находящееся у  организации  в собственности. Эти здания не должны нести  коммерческую функцию, а использоваться именно по профилю организации.

Данная льгота распространяется на здания и сооружения, приобретенные этими организациями до момента введения ЗК РФ. На землю под вновь приобретаемыми зданиями  бесплатная  приватизация не распространяется.

5. Граждане “льготных категорий” – могут приобрести участок под строительство безвозмездно.   На общих основаниях земельные участки под строительство должны передаваться в собственность на торгах (аукционах). 

Льготную категорию составляют следующие граждане: Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы. Для Санкт-Петербурга данный перечень расширен. В него также включены: Герои Социалистического Труда,  полные кавалеры ордена Трудовой Славы. А также многодетные семьи. Размеры участков устанавливают органы местного  самоуправления.

6. Граждане “льготных категорий” –  могут приобрести также участок для целей, не связанных со строительством. К не застраиваемым землям относятся:  зоны сельскохозяйственного использования, рекреационные зоны,  особо охраняемые территории.  Перечень таких зон определяют органы местного  самоуправления.

 Это могут быть земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сенокошения, выпаса скота, садоводства, огородничества, растениеводства, животноводства, пчеловодства, организации уличной торговли,  выполнения работ, оказания услуг, размещения наружной рекламы и других целей, не предполагающих на данной территории  строительства.

Таким образом, бесплатная приватизация – это льгота, предоставляемая государством преимущественно для граждан. Для юридических лиц данная льгота является скорее исключением.

Несмотря на льготные условия, еще почти 90% площади земель находится в государственной и муниципальной собственности. Поэтому вопросы приватизации земли будут актуальные еще длительное время.

Получай новые статьи и секреты профессионального риэлтора на e-mail!

Понравился материал? Добавьте в свои закладки – возможно, он будет полезен Вашим друзьям:

Источник: http://realtscool.com/yuridicheskie_osnovy/824-kto-imeet-pravo-na-bezvozmezdnuyu-besplatnuyu.html

Приватизация земельного участка: порядок и процедура, как приватизировать землю в 2020 году, документы на приватизацию земельного участка

Право на бесплатную приватизацию земли

» Жилищные споры » Приватизация земельного участка

732 просмотров

Что такое приватизация земли? Это фактическая покупка или получение земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности с последующим оформлением права собственности на него. О том, кто имеет право на такую процедуру и как его реализовать читайте в этой статье.

Можно ли приватизировать землю?

Каждый гражданин России имеет право приватизировать землю, оформив ее в собственность. В 2020 году это право не изменилось. Закон гласит, что приватизация такого типа доступна только один раз в жизни.

Исключением из последнего заявления являются несовершеннолетние лица, который участвуют в приватизации. Несмотря на то, что они являются полноценными собственниками полученного участка, они же сохраняют свое право на дальнейшую приватизацию уже после совершеннолетия.

Получение в собственность участка земли позволяет распоряжаться им по собственному усмотрению:

  • Продавать.
  • Сдавать в аренду.
  • Вносить улучшение и застраивать.
  • Передавать по наследству.

Если земля не находится в собственности (аренда или безвозмездное использование), такой участок не считается личным владением его пользователя. Как следствие, он не имеет права передавать его по наследству.

Пример: Человек, на основании договора аренды всю свою жизнь пользоваться земельным участком. Он построил на нем дом, в котором живет вся семья, однако никаких действий касательно приватизации не производилось.

После смерти этого человека земля возвращается в пользование муниципалитета или государства. Как следствие, от жильцов дома могут потребовать сносить его за свой счет.

В такой ситуации есть неплохой шанс через суд восстановить аренду земли на любого из жильцов и провести приватизацию, чтобы исключить подобные проблемы в дальнейшем.

Право на приватизацию участка регулируется Земельным Кодексом РФ. Практически любой человек имеет возможность получить землю для собственных потребностей, за некоторыми исключениями.

Кто имеет право?

Любой человек, который ранее не пользовался правом на приватизацию может получить в собственность участок, но только в том случае, если он на данный момент является его пользователем. Таким образом, право на приватизацию имеют только лица, ранее получившие землю в пользование в рамках договора аренды либо безвозмездно.

Право безвозмездного пользования не то же самое, что и приватизация, так как это право не дает возможности передавать участок по наследству либо продавать его. Единственное, чем это отличается от аренды – отсутствием платежей.

Приватизировать участок не смогут те лица, у которых его фактически нет, а также те, кто уже ранее реализовал свое право на приватизацию. Также не могут заниматься приватизацией иностранные граждане.

Кроме того, часть участков нельзя приватизировать в принципе. К таковым относятся:

  • Земли, которые изъяты из обращения либо зарезервированы для государственных нужд.
  • Земли, напрямую запрещенные к приватизации (обычно, без объяснения причин).
  • Земли общего пользования. Например, возле берега реки, озера или моря. Сюда же относятся участки земли, на которых проходит трасса или улица.

Как приватизировать земельный участок

Получить в полное самостоятельное использование государственную или муниципальную землю можно после прохождения достаточно длительной и сравнительно сложной процедуры. Сложнее всего разобраться с документами и собрать полный пакет.

Порядок действий

  1. Подготовка документов (подробный перечень см.ниже).
  2. Предоставление бумаг в государственную структуру.
  3. Получение решения.
  4. Межевание и кадастровые работы.
  5. Получить разрешение на приватизацию.
  6. Оформить право собственности.

Процесс, процедура

С чего начинать процедуру приватизации? Первым делом нужно собрать документы. Дальнейшие действия без них невозможны. Даже если какой-то бумаги нет, сначала ее нужно найти/восстановить и только потом продолжать оформление.

Готовый пакет документов подается или территориальное структурное подразделение Росимущества либо в муниципальную администрацию. Зависит это от того, в чьей собственности находится земля. Эту информацию можно найти в выписке из ЕГРН.

После подачи документов, пользователю земли выдают расписку о том, что заявление и бумаги приняты.

Если подавать нужно в Росимущество, то сделать это можно как лично, так и через МФЦ. Более того, можно направить документы с заявлением по почте.

После рассмотрения документов, выдается решение о предоставлении земли. Если последует отказ, то нужно уточнить, по какой именно причине. В отдельных случаях проблему с отказом можно решить через суд.

Далее требуется межевание участка и уточнение его границы. Это актуально только в том случае, если раньше подобная процедура не проводилась. Если же проводилась, то можно сразу же подавать заявление на приватизацию.

В остальных случаях границы уточняются, изменяются (если это необходимо) или устанавливаются заново (если раньше участка на этом месте официально не было). Чтобы произвести эту процедуру необходимо заключить договор с кадастровым инженером, на основании которого он составит соответствующим план.

Процедура проводиться ФКП Росреестра.

С подготовленным планом далее нужно обратиться все в тот же Росреестр для постановки его на кадастровый учет. После этого следует еще раз обратиться в администрацию или Росреестр с заявлением о приватизации участка.

По результатам согласования, там выдадут соответствующее решение. Там же, в Росреестре, при помощи данного решения нужно будет оформить право собственности и получить соответствующие документы.

С этого момента пользователь земли считается ее собственником, со всеми правами и обязанностями.

Сроки

Предварительное согласование занимает около 1 месяца, но не более 30 дней. В отдельных случаях, если требуется уточнить информацию либо донести какие-то документы, срок может быть продлен до 45 дней.

Учитывая необходимость собирать документы и бегать по инстанциям (в некоторых местах вполне возможны очереди), срок приватизации можно смело рассчитывать, как 2 месяца, а то и более.

Но если все бумаги на руках, и они в полном порядке, то уже через 1 месяц можно стать полноценным собственником участка.

Стоимость, расходы

Если участок используется для личного хозяйства, садоводства, жилищного строительства или равнозначно подходит для любой из перечисленных задач, госпошлина за оформление его в собственность составит всего 350 рублей. В любом другом случае госпошлина будет равно 2000 рублей.

В отдельных случаях, например, при подаче документов через сайт Госуслуг, можно получить скидку примерно в 30% от этого платежа. Стоимость услуг по определению границ может варьироваться в зависимости от расположения участка и его особенностей.

В среднем заплатить нужно будет около 2-5 тысяч рублей.

Документы необходимые для приватизации земли

Какие документы нужны для приватизации:

  • Заявление. Их потребуется два: одно для предоставления участка в аренду, второе о приватизации. Первое не потребуется в том случае, если земля уже находится в аренде человека, который занимается приватизацией.
  • Паспорт заявителя или представителя.
  • Если работа ведется через представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность.
  • Договор аренды или любой другой документ, на основании которого он пользуется участком.
  • Кадастровый план. Если такового нет, сначала его нужно получить.
  • Выписка из ЕГРН. Она не требуется только в том случае, если участок абсолютно новый и только будет образован.

О бесплатной приватизации земли

Получить землю бесплатно можно описанным выше образом. Однако доступна такая возможность только для определенных категорий лиц:

  • Граждане, которые пользуются данным земельным участком уже более 5 лет.
  • Семьи, имеющие трех и более детей. В отдельных регионах дополнительным требованием может быть постановка на учет в качестве лиц, нуждающихся в помощи.
  • Граждане, желающие получить участки в Дальневосточном округе.

Следует учитывать, что в разных регионах также могут быть и дополнительные категории лиц, имеющих право на бесплатную приватизацию земли.

Процедура приватизации земельного участка может быть слишком сложной для самостоятельной реализации. В такой ситуации проще и быстрее обратиться к специалистам. Наши опытные юристы на бесплатной консультации прояснят спорные вопросы. Также они готовы оказать помощь в сборе необходимых документов и последующем оформлении права собственности.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Приватизация земельных участков гражданами

Право на бесплатную приватизацию земли

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Важные правила и пошаговая инструкция, как приватизировать землю под частным домом

Право на бесплатную приватизацию земли

Приватизация земельного участка – это возможность совершенно бесплатно стать собственником земли, которая принадлежит государству или органам местного самоуправления.

Для правильного проведения процедуры необходимо знать действующее законодательство, сложившуюся практику и условия приватизации в облегченном варианте.

О том, как приватизировать землю под частным домом, расскажем в статье.

Основные понятия и законодательная база

На сегодняшний день процедура приватизации регулируется федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Что означает приватизация по закону № 178-ФЗ: это возмездная передача имущества государства и муниципалитетов в собственность физлиц и юрлиц.

На практике получается следующая ситуация: человек владеет и пользуется земельным участком, принадлежащим государственным или местным органам власти. Владение и пользование осуществляются на основании какого-то документа – распоряжения о выделении в пользу лица земли, договора бессрочного пользования, пожизненного владения и пр.

Но без права собственности владелец участка не может распоряжаться им:

  • передать по наследству;
  • подарить;
  • продать;
  • обменять;
  • заложить и пр.

Чтобы получить все эти права, необходимо оформить участок в собственность, т. е. приватизировать. Несмотря на наличие в законодательном определении слова «возмездная», стать собственником земли можно не только платно, но и бесплатно.

Платная процедура касается в основном коммерческих земель – предназначенных для ведения хозяйственной деятельности. А земли некоммерческого типа, как правило, передаются муниципалитетами безвозмездно при соблюдении всех правил приватизации.

Каких земель это касается:

  1. Предназначенные для ИЖС.
  2. Садоводческие, огороднические, для ведения личного хозяйства.
  3. Гаражно-строительные и пр.

С 2006 года действует т. н. «дачная амнистия» – упрощенный порядок бесплатного оформления земель физлицами. Такой порядок действует в соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года.

Не все виды земель, которые попадают под приватизацию, далее можно использовать для строительства полноценного жилого дома. На некоторых позволяется возводить дачи, а на некоторых только движимые объекты (гараж, вагон и пр.).

Невозможно приватизировать земли, которые не предназначены для владения, пользования и распоряжения частными лицами. Эти территории изъяты из оборота либо ограничены в обороте:

  • лесного и водного фонда, заповедников;
  • оборонные, стратегического назначения;
  • зон отчуждения;
  • используемые для нужд связи, транспорта и т.д.

Например, муниципалитет не вправе передать физическому лицу участок вдоль железной дороги для огородничества, садоводства и, тем более, возведения жилого дома.

Если же такая ситуация произошла и даже проведена приватизация, то градостроительные органы власти вправе признать действие незаконным и признать все постройки и объекты на земельном участке незаконными с дальнейшими неприятными последствиями.

Субъекты приватизации и виды прав

В текущем законодательстве нет ограничений для физических лиц, желающих приватизировать землю или иную недвижимость. Любой гражданин может обратиться в органы власти для оформления участка и объектов на нем в частную собственность.

Основанием для обращения являются любые землеотводческие документы, выданные административной службой, специализирующейся на распределении земель из фонда муниципалитета либо государства.

Право собственности по результатам процедуры может быть:

  1. Единоличным – на 100% принадлежать одному лицу.
  2. Совместным – принадлежать кругу лиц на общих правах без выделения конкретных долей.
  3. Долевым – у каждого совладельца обозначена доля в числовом значении или в натуральной форме, например, в кв.м.

Бесплатная процедура: для кого и почему?

Безвозмездное отчуждение государством и муниципалитетами земли в частный сектор производится в отношении участков, приобретенных гражданами по федеральному закону № 137-ФЗ от 25 октября 2001, по которому вступил в силу Земельный кодекс России.

Под безвозмездную приватизацию попадают владельцы участков, полученных до 2001 года для:

  • ИЖС;
  • личного подсобного хозяйства.

Любые участки для:

  • дачного хозяйства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Также в процессе участвуют участки, принадлежащие гражданам на основании права пожизненного владения или постоянного пользования, а на участке находится жилая недвижимость с зарегистрированным правом собственности;

Сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались, а в последней редакции закона № 178-ФЗ безвозмездная передача земель муниципалитетов и госорганов в руки физлиц стала бессрочной.

При этом упрощенный порядок оформления документов («дачная амнистия») на участки действует до 1 марта 2021 года.

Общий порядок

Алгоритм действий сводится к следующему:

  1. Сбор и подготовка документации.
  2. Подача пакета документов с заявлением в соответствующий орган власти.
  3. Ожидание результата. Возможно, дополнение пакета новыми документами, если таковые требуются.
  4. Получение ответа – положительного или отрицательного.
  5. Если ответ отрицательный, по желанию его можно обжаловать в суде и подавать апелляции вплоть до Верховного суда России.

Подготовка документации

Основные документы для приватизации земли:

  1. Паспорт. Оригиналы и копии от всех совладельцев.
  2. Заявление. В МФЦ составляется специалистом. В администрации муниципалитета заполняется шаблонно, в произвольной форме.
  3. Правоустанавливающие документы. Договор наследуемого владения, бессрочного пользования, аренды, распоряжении о выделении участка и т. д. – все документы, подтверждающие права владения и пользования.
  4. Технический план. Изготавливается кадастровым инженером на основании межевого плана. Следовательно, сначала нужно произвести межевание, а потом заказать техплан. Выбрать кадастрового инженера нужно из организаций, занимающихся геодезией и пр. согласно законодательству РФ.
  5. Выписка из ЕГРН. Заменила кадастровый паспорт. С 2015 года кадастровые паспорта не выдаются, вместо них – общая выписка из ЕГРН. Заказать можно в МФЦ, онлайн через сайт Росреестра. Если участок не стоит на кадастровом учете, то постановка будет производиться одновременно с регистрацией права собственности.

При использовании «дачной амнистии» достаточно заявления, паспорта и правоустанавливающих документов. Остальные сведения Росреестр запросит самостоятельно из имеющихся баз данных в межведомственном обмене информацией.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Если процедура производится через администрацию, то список бумаг будет шире, причем каждый муниципалитет вправе выдвигать собственные условия передачи своего имущества в частные руки, например, срок владения землей. Соблюдение условий, разумеется, потребуется документально подтвердить. Большую часть справок и архивных данных можно запросить в МФЦ.

При административном методе приватизации часто от членов семьи и владельцев соседних участков требуется присутствие, когда заявитель сдает документацию для долгожданной приватизации.

Куда обращаться?

Есть 3 способа приватизировать землю:

  1. Упрощенный – производится Росреестром. Достаточно представить землеотводческие документы (при наличии – все иные документы на землю) в МФЦ, заполнить заявление, уплатить госпошлину за регистрацию прав.

    Для использования упрощенного порядка не требуется заранее разграничивать землю. Все технические операции можно произвести после внесения записи в ЕГРН и получения выписки о переходе права собственности.

  2. Традиционный – для тех, кто не может воспользоваться «дачной амнистией», – через администрацию муниципального образования. Более трудоемкий и длительный процесс.

    Требуется произвести геодезическую съемку, межевание, получить технический план, добиться согласия от соседей на установление границ, иногда – членов семьи, например, супруга, а также учесть интересы детей.

    По итогам заключается договор приватизации с муниципалитетом. Договор является правоустанавливающим документом для последующей регистрации перехода прав через Росреестр.

  3. Судебный – при невозможности добиться результата предыдущими способами. Судебная практика по вопросам приватизации земли в России богатая, но разрозненная, не обобщенная.

    Зачастую суды разных регионов принимают собственные, отличные от судебной практики других территорий решения. Для выигрыша необходима качественная подготовка, желательно – включение в процесс юриста, специализирующего именно на земельных правоотношениях.

Межевание

Межевой план при обращении в МФЦ необязателен, но по желанию его можно получить перед началом приватизационного процесса. Этот план отражает границы участка, определяет его площадь и примерные идентификационные данные.

Если вы собираетесь заключать договор приватизации напрямую с администрацией, то межевой план должен быть готов заранее. Как и где его заказать:

  1. Необходимо обратиться в лицензированную геодезическую фирму, где есть аттестованные кадастровые специалисты. Бесплатно – через специалистов муниципалитета.
  2. В фирму представляются все имеющиеся документы на участок. Составляется договор.
  3. Инженеры выезжают на территорию надела и осуществляют топографическую съемку, замеры, получают согласие соседей и пр. По итогам составляются проект межевания, согласие соседей, результаты топографической съемки, обозначения координат и границ. Готовится конечный план.
  4. Межевой план в виде чертежа с текстовыми пояснениями выдается владельцу надела. Готовый документ подается в МФЦ для постановки участка на кадастровый учет и присвоения кадастрового номера, который будет в дальнейшем основной характеристикой земли.

При постановке объекта на кадастр, он оценивается и получает определенную кадастровую стоимость. Гражданин вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земли, если считает ее завышенной.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит согласно федеральному закону № 218-ФЗ от 2005 года, путем созыва специальной комиссии при Росреестре.

Когда будет ответ?

Если соискатель подал заявление в МФЦ, то ждать результат нужно до даты, которую озвучит регистратор в окне приема. При обращении в муниципалитет срок может растянуться на месяц и более.

Через суд процедура зависит от скорости рассмотрения дела, наличия отводов по делу и пр. Отказ можно обжаловать в суде общей юрисдикции.

Получение результата

Результатом обращения в МФЦ станет выписка о государственной регистрации перехода права собственности. Она заменяет свидетельства, которые повсеместно выдавались прежде.

Является содержательной, а при утрате легко получить повторно. Выписка о праве собственности предоставляется строго заявителю.

Положительным результатом обращения в администрацию станет договор приватизации между физлицом и муниципалитетом. С этим договором необходимо явиться в МФЦ и зарегистрировать его, а также переход прав.

Сроки и стоимость

В среднем приватизация земли растягивается на 4-5 месяцев. Важно учитывать такие сроки тем физлицам, которые хотят воспользоваться «дачной амнистией».

Несмотря на бесплатную передачу имущества в частный сектор, приватизация земли имеет издержки на:

  • оплату госпошлины за регистрационные действия – установлены НК РФ; за земельный участок пошлина составляет 350 руб., за объект на нем – 2 000 руб.;
  • услуги геодезистов по межеванию – тарифы различных организаций отличаются, но не менее 10 000 руб.;
  • заказ дубликатов различных документов и пр.;
  • оплата иска и судебных издержек – если соискатель обращается в суд.

Что делать, если жилой объект приватизирован, а земельный участок нет?

Если заявитель хочет получить в собственность участок, на котором расположен жилой объект, уже оформленный в Росреестре, то нужно:

  • собрать документы на дом, аналогичные тем, что готовились по земле;
  • подать весь комплект в органы власти – МФЦ, администрацию;
  • ожидать результат.

Следовательно, существенных отличий с порядком оформления пустой земли нет. Согласно сложившейся практике при установлении границ участка, на котором расположен объект жилой недвижимости, за ориентир берутся данные землеотводческого документа и необходимый минимум для беспрепятственного пользования

Можно ли оформить находящийся в аренде ЗУ?

Арендованные участки приватизируются по тому же принципу, что описан выше.

Отказы

Органы власти вправе выдать отрицательный ответ по заявлению лица. Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Не допускается препятствовать приватизации земельных участков без обоснования принятого решения.

Какие могут быть причины:

  • ошибки и противоречия в документах;
  • обнаружение, что участок не принадлежит к тому виду разрешенного пользования, который указан в документах;
  • нет права на приватизацию;
  • не соблюдены иные условия муниципального образования и пр.

Если получен отрицательный ответ, то его можно и нужно обжаловать через суд. Желательно нанять для защиты своих интересов опытного юриста – специалиста по вопросам приватизации именно земельных наделов.

по теме статьи

О приватизации земельных участков расскажет видео:

Заключение

Приватизация земельных участков – процесс передачи имущества муниципальных образований или региональных властей в собственность частного сектора. Она может быть бесплатной и возмездной. Бесплатная процедура не имеет сроков – каждый гражданин вправе воспользоваться ей в удобное время.

Однако срок истечения установлен для «дачной амнистии», т. е. упрощенного порядка приватизации для физлиц. Воспользоваться «амнистией» можно до 1 марта 2021 года.

Результатов успешной приватизации является выписка из Росреестра о переходе права собственности – от муниципалитета к частному лицу.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kak-privatizirovat-pod-chastnym-domom

Вс разъяснил, кому положена бесплатная приватизация дачного участка

Право на бесплатную приватизацию земли

Полезное для дачников разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда изучила спор одной дачницы с питерскими чиновниками.

Гражданка владела участком в садовом товариществе, которое существовало еще с советских времен, но тогда частной собственности на землю не было. Теперь гражданка попросила оформить на нее бесплатно сотки, которые по праву считала своими. Районный суд с ее доводами – почему это надо сделать, согласился.

Городской же суд это решение отменил, отказав даме целиком и полностью. Дачница дошла до Верховного суда РФ и там с ее аргументами согласились.

Все началось с иска гражданки к комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. В иске была просьба о бесплатной передаче в собственность ее же земли в садовом некоммерческом товариществе – СНТ. В суде женщина рассказала, что она член этого товарищества.

А само СНТ – правопреемник некогда существовавшего огороднического товарищества. Оно родилось еще в 1988 году после решения районного совета депутатов тогда еще Ленинграда. Дачникам подыскали участок “для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений”.

Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка.

Этот договор считается продленным на неопределенный срок и действует до сегодняшнего дня.

Современные СНТ – правопреемники советских огороднических товариществ. Игорь Курашов/ РГ

Истица так объяснила в суде свое требование – передать ей, как члену СНТ, эту землю бесплатно.

Ее товарищество было образовано до вступления в силу в 1998 году Закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. Поэтому она “обладает правом на приватизацию” своих соток в соответствии с этим законом.

Районный суд ее аргументы признал и иск удовлетворил. Апелляция в городском суде это решение отменила и сама приняла новое – в иске отказать.

Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом “О садоводческих объединениях”. А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит.

А это необходимое условие для передачи соток бесплатно. Кроме того, “кадастровый учет в отношении предоставляемого товариществу участка не осуществлялся, , топогеодезические работы по отношению границ участка не проводились”.

И вообще, о каких огородах речь, если на этом месте планируется в неопределенном будущем развитие “улично-дорожной сети”.

С выводами городского суда Верховный суд РФ не согласился и объяснил почему.

Начал высокий суд с Конституции. В ее 36-й статье сказано, что у граждан и их объединений есть право иметь землю в частной собственности.

По Земельному кодексу (статья 15) собственностью граждан и юридических лиц являются участки, приобретенные людьми и юрлицами на основаниях, предусмотренных законодательством. А еще сказано, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению участков земли в собственность.

Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.

В законе о садоводческих объединениях от 1998 года (он действовал на момент возникновения нашего спора) сказано, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по их месту жительства. В нашем случае все так и было.

Решением исполкома Красногвардейского районного Совета депутатов Ленинграда в 1988 году было создано объединение и ему дали 16 гектаров под огородничество в аренду. Через месяц, судя по документам в деле, был составлен акт об установлении границ выделенного участка. Через год зарегистрировали устав огороднического товарищества.

Через десять лет – в 1999 году зарегистрирована новая редакция устава. Землю в аренду объединению дали на год. В 2002 году администрация города заключила договор аренды участка земли, на котором располагалось товарищество.

В этом договоре есть пункт, в котором сказано, что если до конца срока договора одна из сторон не уведомит другую о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.

В итоге договор оказался продленным на неопределенный срок и к моменту суда не был расторгнут.

Как изменится процедура “дачной амнистии” после 1 мартаИстица – член товарищества и на момент ее обращения в суд действовал Закон “О введении в действие Земельного кодекса РФ”. По нему граждане, члены садово-огородных товариществ до 31 декабря 2020 года имеют право приобрести свой земельный участок без торгов, в собственность и бесплатно.

Но лишь в том случае, если сотки соответствуют нескольким условиям. Вот список условий: участок должен быть образован из земли, предоставленной товариществу до вступления в силу этого закона. Если по решению собрания членов объединения земля распределена между членами.

Если эта земля не изъята из оборота или ограничена в обороте и если ее не зарезервировали для государственных нужд.

В нашем споре, заявил Верховный суд, апелляция ошибочно сослалась на закон о садоводческих объединениях, который применять было нельзя, так как год рождения закона – 2014-й.

То есть городской суд не применил закон, который положено, и применил закон, принятый спустя годы после возникновения спорной ситуации.

“Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции оставил без выяснения имеющие значение по делу обстоятельства, что является грубым нарушением Гражданского процессуального кодекса и повлияло на исход дела”.

Решение апелляции отменено и ей велено пересмотреть свое решение.

Источник: https://rg.ru/2019/02/27/reg-szfo/vs-raziasnil-komu-polozhena-besplatnaia-privatizaciia-dachnogo-uchastka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.