Право безвозмездного пользования лесными участками

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ

Право безвозмездного пользования лесными участками

Принят Государственной Думой 4 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 11 декабря 2018 года

Статья 1

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст.

6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4350, 4359; 2016, N 1, ст. 75; N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3887; 2017, N 27, ст. 3940; 2018, N 1, ст. 55; N 17, ст. 2426; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст.

5134) следующие изменения:

1) статью 9 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

1.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3.

Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.”;

2) в части 1 статьи 21:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;”;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

3) в статье 24:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.”;

б) в части 2 слова “публичного сервитута” заменить словами “сервитута, публичного сервитута”;

4) пункт 11 части 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:

“11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;”;

5) в части 3 статьи 32 слова “временные постройки” заменить словами “некапитальные строения, сооружения”;

6) в части 4 статьи 34 слова “временные постройки” заменить словами “некапитальные строения, сооружения”;

7) в части 4 статьи 36 слова “временными постройками” заменить словами “некапитальными строениями, сооружениями”;

8) статью 38 изложить в следующей редакции:

“Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

1.

Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

2. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

3.

Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

4. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

5.

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

9) в части 2 статьи 39 слова “временных построек” заменить словами “некапитальных строений, сооружений”;

10) в части 2 статьи 41 слова “временных построек” заменить словами “некапитальных строений, сооружений”;

11) статью 43 изложить в следующей редакции:

“Статья 43. Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых

1.

Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.

2. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

3.

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

4. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.

5.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.

6. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

12) в статье 45:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.”;

б) часть 4 дополнить словами “, установления сервитута, публичного сервитута”;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

“5. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

13) главу 6 дополнить статьями 742 – 744 следующего содержания:

“Статья 742. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

1.

По договору безвозмездного пользования лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, использующим леса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок от одного года до пяти лет.

Статья 743. Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

1.

Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.

2. Допускается заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

3.

Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, в том числе предусматривающий осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

Статья 744. Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.”;

14) в статье 81:

а) дополнить пунктом 71 следующего содержания:

“71) установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;”;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

“11) установление правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута;”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12) установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;”;

г) дополнить пунктом 291 следующего содержания:

“291) утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком;”;

15) пункт 4 части 1 статьи 83 после слова “сервитутов” дополнить словами “, публичных сервитутов”.

Статья 2

В пункте 3 статьи 391 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 27, ст. 3997) слова “с арендой” заменить словами “с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование”.

Статья 3

Статью 102 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2009, N 11, ст. 1261) признать утратившей силу.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/12/20/471-fz-dok.html

Право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Право безвозмездного пользования лесными участками

Право безвозмездного срочного пользования лесными участками – это следующий титул, на котором могут использоваться лесные участки. Оно возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ).

В безвозмездное срочное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч. 3 ст.

47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности. Согласно ч. 1 ст.

47 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Таким образом, религиозным организациям лесные участки из состава земель лесного фонда не могут предоставляться на иных титулах.

В соответствии с данным титулом использование земельной поверхности и пользование лесами является бесплатным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала полномочия по предоставлению участков в безвозмездное срочное пользование субъектам РФ.

Распоряжением Минимущества России от 2 сентября 2002 г. № 3070-р были утверждены примерные формы решения о предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование. В соответствии с п. 2 ст.

24 ЗК РФ служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Предоставление участка земель лесного фонда в безвозмездное срочное пользование должно оформляться заключением письменного договора, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования участком земель лесного фонда.

Прекращение права безвозмездного срочного пользования лесным участком допускается на тех же основаниях, что и право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Тем не менее есть и некоторые особенности. Так, согласно п. 2 ст.

47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности (п. 3 ст.

47 ЗК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 47 право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

  • 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
  • 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
  • 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Сервитут

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В соответствии со ст.

9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В ЛК РФ понятия сервитутов не содержится. Значительное число ученых считают, что действующий ЛК РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута. Однако в науке существует мнение о существование публичного лесного сервитута.

Большинство лесов в Российской Федерации находится в государственной (федеральной) собственности.

Государственная собственность по своему характеру прекрасно подходит для выполнения общегосударственных задач, для обеспечения потребностей населения в лесных ресурсах, для реализации публичных интересов.

Поэтому, представляется, нет особой необходимости в установления права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута) по отношению к государственной собственности. Граждане для собственных нужд (ограниченно) используют леса в силу указания федерального закона – Лесного кодекса РФ.

Сервитут – это вещное право, необходимо прямое указание в законодательстве на наличие данного права, указание на содержание права, субъектов и объектов права. В соответствии с п. 2 ст.

23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом субъекта РФ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Но при этом лесной сервитут не закреплен в лесном и в земельном законодательстве.

Выводы

  • 1. В законодательстве прямо не закреплена какая-либо форма собственности на леса, право собственности на леса закрепляется посредством определения собственности на земельные участки. При том что ЛК РФ ввел многообразие форм и видов собственности на леса, большинство лесов находится в федеральной собственности (все леса на землях лесного фонда, земель обороны и безопасности и др.).
  • 2. “Цивилистическая триада” правомочий собственника рассчитана преимущественно на раскрытие содержания права частной собственности. Ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.
  • 3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет правомочия собственника, поскольку большинство полномочий в области использования и охраны лесов передано субъектам РФ.
  • 4. Федеральная собственность на леса носит целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем. Она предназначена для сохранения лесов. Установление федеральной собственности на большинство лесов отвечает интересам большинства населения РФ.
  • 5. Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, поскольку она наиболее предпочтительна для сохранения и рационального использования лесов.

Использование лесов – это центральный институт лесного права, понятие “использование лесов” является одним из основных понятий в ЛК РФ.

Законодатель отказался от применения терминов “право лесопользования”, “лесопользование”, которые употреблялись в ЛК РФ 1997 г. Следует определить значение понятия “использование лесов” и соотношение его с понятием “лесопользование”, которое традиционно используется в науке лесного права.

Источник: https://studme.org/1246122014674/pravo/pravo_bezvozmezdnogo_srochnogo_polzovaniya_lesnymi_uchastkami

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Право безвозмездного пользования лесными участками

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

– право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

– право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

– право аренды лесных участков;

– право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 – 8 ЛК РФ.

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, – положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели – для заготовки древесины.

В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч.

4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками – невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст.

274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст.

23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст.

21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст.

72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.

Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ.

По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ.

Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях – без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст.

29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

– гражданам – для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

– религиозным организациям – для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Источник: http://LesKod.ru/glava-1/st-9-lk-rf/kommentarii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.