Постановление о сносе аварийных домов

Содержание

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2020 г. № 1120 “О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом”

Постановление о сносе аварийных домов

Обзор документа

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 702; 2007, N 32, ст. 4152; 2013, N 15, ст. 1796; 2015, N 13, ст. 1949, 1950; 2016, N 32, ст. 5123; 2018, N 10, ст. 1514; 2019, N 35, ст. 4959; N 49, ст. 7114; 2020, N 18, ст. 2900).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 27 июля 2020 г. N 1120

Изменения,
которые вносятся в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом

1. В пункте 7:

а) в абзаце четвертом:

слова “на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях,” исключить;

после слов “а также в случае необходимости” дополнить словами “, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения,”;

б) абзац пятый дополнить предложением следующего содержания:

“Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.”.

2. Абзац второй пункта 33 после слов “в процессе эксплуатации” дополнить словами “либо в результате чрезвычайной ситуации”.

3. Абзац первый пункта 34 после слов “характеризующееся их” дополнить словами “разрушением либо”.

4. В абзаце втором пункта 36:

а) предложение первое после слов “техногенных авариях,” дополнить словами “иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация,”;

б) предложение третье изложить в следующей редакции: “В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях, иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшими техногенной аварией, иными обстоятельствами, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация.”;

в) предложение четвертое после слов “атомному надзору” дополнить словами “и назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

5. Пункт 38 после слов “геологических явлений,” дополнить словами “чрезвычайных ситуаций,”.

6. В пункте 42:

а) слова “проводит оценку” заменить словами “либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее – сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку”;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

“Собственник, правообладатель или наниматель жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), вправе подать в комиссию заявление, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта.”.

7. В абзаце втором пункта 44 слова “пунктом 42” заменить словами “абзацем первым пункта 42”.

8. В подпункте “б” пункта 45 слова “Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним” заменить словами “Едином государственном реестре недвижимости”.

9. Пункт 451 дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае если комиссия проводит оценку на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), представление документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, не требуется.”.

10. Подпункт “а” пункта 452 изложить в следующей редакции:

“а) сведения из Единого государственного реестра недвижимости;”.

11. В пункте 453:

а) абзац первый:

после слов “не позднее чем за 20” дополнить словом “календарных”;

после слов “до дня начала работы комиссии” дополнить словами “, а в случае проведения оценки жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, – не позднее чем за 15 дней календарных дней до дня начала работы комиссии”;

б) абзац второй после слов “в течение 5” дополнить словом “календарных”.

12. В пункте 46:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“46.

Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, – в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.”;

б) абзац третий после слов “в течение 15” дополнить словом “календарных”.

13. Пункт 47 после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:

“Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.”.

14. В пункте 471 слова “в абзаце восьмом” заменить словами “в абзаце девятом”.

15. В пункте 49:

а) абзац первый дополнить предложением следующего содержания:

“Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным.”;

б) в абзаце втором:

после слов “в течение 30” дополнить словом “календарных”;

слова “в установленном им порядке принимает” заменить словами “, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, – в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке”.

Обзор документа

Правительство РФ установило особенности оценки и обследования жилых помещений в целях их признания непригодными для проживания в условиях ликвидации последствий ЧС. Уточнен порядок работы комиссий, которые выполняют эти процедуры. По данным ЕГРН будет формироваться сводный перечень жилых объектов, находящихся в границах зоны ЧС.

Будут действовать сокращенные сроки обследования домов, подготовки заключений и принятия решений о сроках расселения граждан, чьи дома признаны непригодными.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74357080/

Поправки об обновлении жилого фонда в регионах доработают

Постановление о сносе аварийных домов

Госдума в октябре может рассмотреть резонансный законопроект о механизмах переселения из аварийного и ветхого жилья в регионах.

Кабмин, профильные ведомства и застройщики поддерживают концепцию поправок, однако настаивают на их доработке ко второму чтению, стало известно в ходе “круглого стола” по этой теме в Совфеде.

В законопроекте собираются прописать ряд важных нюансов, чтобы не были ущемлены ничьи интересы.

Какие города юга России будут участвовать в программе реновации жилья

Законопроект, о котором идет речь, был инициирован спикером верхней палаты Валентиной Матвиенко, которая призвала “урегулировать эту ситуацию, чтобы мошенники не пользовались отсутствием норм в законе и не сдерживали развитие жилищного строительства, реновацию домов”. Поправки в сентябре внесли члены Совета Федерации Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Госдумы Евгений Москвичев.

Инициатива дает право регионам утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения граждан. За основу для своего проекта авторы взяли успешный опыт реновации в Москве.

Подготовленный законопроект дает возможность сносить или реконструировать многоквартирный дом при согласии 2/3 собственников квартир. При этом жилая площадь в новой квартире не должна быть меньше той, из которой переселяют граждан.

Кроме того, жилье должно иметь “улучшенную отделку”. Граждане также смогут получить денежную компенсацию вместо жилья.

Новый закон призван решить задачу по изменению облика районов в регионах РФ, создания комфортной среды для проживания в них, заявил один из авторов, глава комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.

Нынешние механизмы переселения, по его словам, несовершенны. Проекты по обновлению жилья серьезно ограничены по площади, в них невозможно включить ряд объектов.

Полноценного механизма расселения ветхих, но не аварийных домов, и вовсе нет – из дома нельзя переселять, если хотя бы один собственник не согласен.

“Есть граждане, которые немотивированно отказываются переселяться, – объяснил сенатор. – И они держат заложниками всех остальных жильцов, которые в результате не могут улучшить свои условия”.

Как заявила замглавы Минстроя Татьяна Костарева, законопроект позволит соблюсти баланс интересов власти, застройщиков и граждан.

По ее словам, он дает понятный алгоритм действий для развития территорий, предусматривает варианты, как расселить те дома, которые находятся в предаварийном состоянии. “Мы готовим отзыв.

Однозначно кабмин будет концептуально поддерживать поправки, но в рамках доработки его нужно усовершенствовать”, – подчеркнула она.

Идеи для поправок ко второму чтению предложили как сами парламентарии, таки и представители министерств, ведомств и регионов.

Москвичи активно докупают новые “квадраты” по реновации

В первую очередь, надо прописать критерии включения многоквартирных домов в проект программы по сносу и реконструкции.

Такими критериями, как уточнил Мельниченко, будут: определенный уровень износа, техническое состояние, а также несоответствие современным требованиям к жилым помещениям, невозможность или нецелесообразность проведения капремонта.

Также поправками ко второму чтению парламентарии собираются конкретизировать местоположение домов, куда будут переселять при сносе или реконструкции.

Предлагается предоставлять переселенцам квартиры в границах населенного пункта региона, а переезд в другой населенный пункт станет возможен только по письменному согласию гражданина. Необходимо будет и определить механизмы поддержки регионов – предлагается, что инвестором для них станет Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Кроме того, важно будет установить стандарты комплексного развития территорий с использованием мирового опыта, сказал Мельниченко. Одним из условий должно стать сохранение территорий исторических поселений.

Законопроект позволит соблюсти баланс интересов граждан, властей и застройщиков

Участники “круглого стола” также предложили прописать ряд важных нюансов – например, надо установить правила выкупа земельных участков для реализации программ сноса и реконструкции.

Предстоит и определиться с компенсациями владельцам нежилых объектов (например, гаражей), а также индивидуальных жилых домов, которые попадут на территорию проекта развития той или иной территории.

Также было предложено предоставлять гражданам временное жилье, если они не хотят переезжать сразу, а готовы дождаться, чтобы на месте их дом был построен новый. Какие именно поправки войдут в окончательную версию, и предстоит определить к основному чтению.

Источник: https://rg.ru/2020/10/09/popravki-ob-obnovlenii-zhilogo-fonda-v-regionah-dorabotaiut.html

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Постановление о сносе аварийных домов

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.