Постановка на учет ранее учтенных земельных участков

Содержание

Статус

Постановка на учет ранее учтенных земельных участков

Государство всегда с большим вниманием относится к сфере земельных отношений. Однако только после формирования единой базы данных – госкадастра – все сведения о недвижимых объектах, к которым относится и земля, удалось собрать в одном месте и упорядочить.

Обновление ГКН происходит постоянно, поскольку усложняются правоотношения, совершается множество сделок. В результате возникают новые понятия, ранее не использовавшиеся на практике. Одно из них – “ранее учтенный земельный участок”. Это понятие многим собственникам и пользователям неизвестно. Рассмотрим его подробнее.

Общие сведения

В зависимости от характера информации об участках земли их классифицируют на:

  • Аннулированные.
  • Архивные.
  • Временные.
  • Учтенные.
  • Ранее учтенные.

Земельные участки – это объекты недвижимости, с которыми можно совершать сделки, предусмотренные законом. Категория “ранее учтенный надел” возникла после вступления в силу Закона “О госкадастре недвижимости”.

Определение

Что значит ранее учтенный земельный участок? Это такой надел, который был поставлен на учет до введения в действие указанного выше закона или права на который (собственность, пользование, аренда, застройка) были зарегистрированы до 01.03.2008 г., однако на учет объект поставлен не был.

Отсутствие единой информсистемы об объектах недвижимости не означает, что информация о них нигде не фиксировалась.

Проблемы на практике

После вступления в действие нового закона возникло немало сложностей, связанных с постановкой на учет земельных участков. О ранее учтенных наделах в новой информсистеме сведений нет. Соответственно, владельцы (пользователи) не могут совершить с ними никаких сделок.

В ГКН должна присутствовать информация обо всех объектах недвижимости. Однако процесс внесения информации будет достаточно длительным. В настоящее время нередко возникает ситуация, когда данных о наделе в госкадастре еще нет, но собственнику нужно получить кадастровый паспорт.

Конституция гарантирует гражданам право распоряжения и владения участками земли. Но только после постановки объекта на учет будет признана его принадлежность конкретному лицу.

Пока статус земли не будет определен, субъекту недоступны никакие юридические действия, в том числе и приватизация.

Существенно осложняется регистрация новых наделов и распоряжение ими некорректно выполненные процедуры межевания и установления границ.

В законодательстве предусмотрена возможность внести сведения о ранее учтенном земельном участке по инициативе владельца. Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченную госструктуру с заявлением и бумагами, подтверждающими существование недвижимого объекта и права на него. Правоустанавливающими документами являются:

  • Договор аренды.
  • Государственный акт.
  • Выписка из домовой книги.
  • Св-во о праве собственности, пожизненного владения, бессрочного пользования.
  • Решение о предоставлении надела конкретному гражданину.

Законодатель отводит уполномоченному органу 10 дней на внесение данных о ранее учтенном земельном участке. Этот срок начинает течь с дня подачи заявления. После рассмотрения и проверки документов заявителю предоставляется кадастровый паспорт либо выписка из ГКН.

Причины отказа

Далеко не во всех случаях у заявителей получается внести в ГКН информации о ранее учтенном земельном участке. Это может быть связано с наложением границ надела на соседние участки или на муниципальные земли.

Такие ситуации имеют место из-за ошибок местных структур власти, проводивших инвентаризацию или подготавливавших кадастровые работы, самих кадастровых инженеров, определявших границы, а также сотрудников кадастровой службы, вносивших сведения в реестр.

Уточнение границ ранее учтенного земельного участка

Его можно осуществить в упрощенном порядке. В законе, регламентирующем ведение госкадастра, закреплено две причины, по которым нужно границы уточнить: у ранее учтенного земельного участка они не были установлены или были установлены, но точность их не совпадала с нормативной.

Для уточнения границ заинтересованное лицо подает заявление в орган, уполномоченный осуществлять функции госрегулирования в сфере земельных отношений. Следует учесть, что упрощенный порядок действует тогда, когда после проведения процедуры уточнения границ площадь надела останется прежней. Если же она изменяется в ту или другую сторону, вопрос решается только по согласованию с соседями.

В законодательстве не установлена обязанность владельцев уточнять границы. Главное, поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет, внести информацию об объекте и его правообладателе в реестр.

Однако для собственного спокойствия целесообразно все-таки провести межевание. На практике недобросовестный сосед может вполне захватить часть участка. В таких случаях придется идти в суд.

Разбирательство может затянуться на долгие годы.

Особенности оформления заявления

Подать документы в уполномоченный орган вправе субъект, имеющий участок в пожизненном владении, собственности, бессрочном пользовании. Необходимо соблюсти письменную форму заявления. В нем указываются все необходимые сведения:

  • Ф. И. О. заявителя.
  • Месторасположения объекта.
  • Реквизиты правоустанавливающего документа.

Снятие с учета

К сожалению, снятие ранее учтенных участков с кадастрового учета сопровождается не меньшими проблемами, чем постановка. Дело в том, что в законодательстве вообще такая процедура не предусматривается. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда надел необходимо изменить: разделить, объединить с другим. В результате возникают новые объекты недвижимости.

Любые манипуляции с наделом, изменяющие его существенные характеристики, являются основанием для снятия его с кадастрового учета.

Ранее учтенный земельный участок можно снять с учета и через суд. В этом случае необходимо запастись терпением, поскольку такие дела разрешаются очень долго.

Число разбирательств, связанных со снятием участков с учета ежегодно только растет. Сегодня это почти единственный способ решения проблемы. Следует помнить, что судебные решения не используются в России в качестве источников права.

Это значит, что если даже по какому-то конкретному делу решение было принято в пользу истца, по другому делу может быть противоположный исход. Многое будет зависеть от видения судьи. Однако решение можно оспорить в вышестоящей инстанции.

С ранее учтенными наделами возникает немало проблем. Однако есть и некоторые плюсы такого статуса.

Основным достоинством можно назвать то, что владельцу или землепользователю не требуется проходить достаточно длительную процедуру постановки объекта на учет. Необходимо только провести межевание, кадастровые работы.

По их завершении заинтересованное лицо получит нужные документы, с которыми направится в регистрирующий орган.

Главным недостатком статуса “ранее учтенный” является то, что в госкадастре присутствуют неполные сведения о наделе или информация, не соответствующая действительности. В некоторых случаях на их исправление потребуется довольно много времени.

Заключение

Земельные правоотношения – специфическая сфера. Владельцам и пользователям наделов приходится вникать во множество тонкостей законодательства. Далеко не всегда получается быстро и без особых финансовых потерь решить ту или иную спорную ситуацию.

Ранее учтенные участки – настоящая головная боль для многих собственников и пользователей. Отсутствие сведений в госкадастре существенно ограничивает их в правах. Исправить эту ситуацию можно, обратившись в регистрирующий орган – кадастровую палату. Целесообразно предварительно проконсультироваться с квалифицированным юристом, имеющим опыт в земельных спорах.

Немаловажное значение имеют отношения с соседями. Очень часто при разрешении вопросов, связанных с постановкой участка на учет, необходимо их согласие.

Источник: https://FB.ru/article/358370/status-zemelnyiy-uchastok-ranee-uchtennyiy---eto-postanovka-na-uchet-ranee-uchtennogo-zemelnogo-uchastka-trebovaniya-i-poryadok-deystviy

Что такое ранее учтенный земельный участок и как определить статус объекта на публичной кадастровой карте?

Постановка на учет ранее учтенных земельных участков

Право владения и распоряжения землёй и другими недвижимыми объектами определено в Конституции РФ. Имущество признаётся частной собственностью конкретного лица, если оно состоит на учёте в Кадастровой Палате. Согласно кадастровому учёту, земельные участки могут быть: временными, архивными, аннулированными, учтёнными, ранее учтёнными.

Ранее учтённый участок: что это значит?

Федеральный закон № 221 «О Государственном кадастре недвижимости» от 24.07. 2007 (в редакции от 28.02.2018 г) даёт определение ранее учтённого ЗУ.

Это объект, который поставлен на учёт до вступления в действие нового закона, а также в случаях регистрации прав арендатора или собственника до марта 2008 года без постановки на учёт в Кадастровой Палате.

Если в государственном кадастре отсутствует информация и документация на земельный участок, эти сведения и бумаги включают в ГКН. Это осуществляется при обращении заинтересованного лица или наличии документа, который подтверждает или устанавливает ПС на конкретный недвижимый объект (ст. 45, п.7 ФЗ №221).

Ст. 45, п.11 названного закона гласит, если в ГКН нет данных (уникальных характеристик) о ранее учтённом УЗ, который предоставлен для различных нужд (огородничества, индивидуального жилищного строительства и т.д.), это не может стать основанием для приостановления оформления ПС на данный объект.

Согласно ст.45 ФЗ № 221, информация о ранее учтённых земельных участках сосредоточена в государственном кадастре недвижимости. Сведения могут быть внесены, если установленных границ нет.

Особенности такой собственности

Характерной особенностью ранее учтённых УЗ являются примерно установленные границы и пределы.

Это объясняется тем, что при оформлении права собственности или пользования в отношении этих объектов межевание не было обязательным.

Поэтому нет точных координат поворотных точек территориальных границ. Такой статус позволяет ограниченно распоряжаться наделом, если не было размежевания. Если межевание проводилось, собственник сможет распоряжаться территорией в полной мере.

Постановка/снятие с учёта

Процедура постановки на кадастровый учёт совершается согласно установленному алгоритму:

  • Обращение с заявлением в Росреестр;
  • предъявление бумаг, способствующих идентификации земельного участка при постановке на учёт;
  • направление запроса Россреестром о присвоении ЗУ категории и вида разрешенного пользования.

Постановка объекта на учёт завершается внесением изменений в ЕГРН. После окончания процедуры заявитель получит выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Чтобы идентифицировать надел перед регистрацией, заинтересованное лицо обязано предъявить комплект документов:

  • Паспорт (для физического лица) или учредительные документы (для юридического лица);
  • правоподтверждающие бумаги на землю;
  • выписку из ЕГРН для подтверждения ПС на УЗ и постановки на кадастровый учёт;
  • документацию о межевании территории;
  • акт согласования границ;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

ВАЖНО! Если имели место территориальные споры, которые разрешились успешно, представляют бумаги, подтверждающие этот факт.

Постановка объекта на учёт осуществляется в срок, не превышающий 10 дней.

ВНИМАНИЕ! Процедура снятия с учёта законодательством не предусмотрена.

Случается, что земельный участок требуется разделить или объединить с другим. Это служит основанием для снятия с учёта учтённого ранее УЗ. Единственное решение проблемы – снятие объекта через суд. Главным недостатком такой недвижимости является отсутствие в ГКН полных сведений или они не соответствуют действительности. Чтобы внести коррективы, нужно много времени.

Уточнение границ

Уточнить границы землевладения можно в упрощённом порядке. Законодательство РФ определило 2 причины для этой процедуры:

  • Точность границ не совпадает с нормативными;
  • пределы не установлены.

Чтобы уточнить границы территории, гражданин обращается с заявлением в организацию, занимающуюся госрегулированием в области земельных отношений.

Заявление должно содержать:

  • ФИО заинтересованного лица;
  • адрес участка;
  • реквизиты бумаги, устанавливающей ПС на землю.

ВАЖНО! Упрощённая схема действует в случае, если после проведения границ площадь надела остаётся прежней.

Когда размеры изменились, задачу решают, согласовывая действия с соседями.

Исправление реестровой ошибки

Ошибка может иметь место при проведении владельцем межевания ранее учтённого участка земли и получении правоустанавливающих бумаг. В кадастровом документе территория указана без конкретизации границ. Их нужно уточнить. Для этого проводят межевание.

Внесение поправок в реестр осуществляют в судебном порядке в следующих случаях:

  • Стороны (владелец, соседи и другие заинтересованные лица) не смогли мирно договориться относительно внесения корректировок;
  • хозяин ЗУ не представил заявление на исправление установленных неточностей.

Заявление подают в районный суд. К нему прилагают бумаги, доказывающие факт кадастровой ошибки и контактную информацию инженера, проводившего осмотр территории. Суд может назначить экспертизу. Рассмотрение дела длится более 2-х месяцев.

Как определить статус объекта на публичной кадастровой карте?

Для выяснения статуса земельного участка нужно зайти по ссылке http://pkk5.rosreestr.ru на официальный сайт Росреестра. Порядок действий несложный:

  • В строке ввода указать кадастровый номер искомого объекта (по мере введения номера карта предлагает возможные варианты);
  • нажать кнопку «Найти»;
  • после поиска сведений портал предоставит информацию о конкретном недвижимом объекте.

Среди этих данных будет запись: «Ранее учтённый».

Внесение сведений в ГКН

Сведения о ранее учтённом участке земли вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании обращения заинтересованного лица в органы, занимающиеся кадастровым учётом. Данные включаются в ГКН на основе одного из нижеперечисленных документов:

Государственного акта, удостоверяющего ПС на землю, бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения УЗ предприятий, граждан или крестьянско-фермерских хозяйств.

  • Бумаги с решением о предоставлении надела конкретному лицу на определённом праве;
  • свидетельства о ПС на участок земли, праве постоянного пользования, наследуемого владения;
  • договора аренды, срок которого не окончился на момент обращения в кадастровый орган;
  • выписки из похозяйственной книги.

После предъявления документации кадастровый орган заносит из неё данные в определённые разделы государственного кадастра недвижимости.

Срок внесения сведений – не позднее 10 дней. В течение этого срока представляется запрашиваемая информация о наделе (кадастровый паспорт, выписка).

Таким образом, участки земли, входящие в категорию ранее учтённых, для российского законодательства являются новым понятием. К ранее учтённым относят территории, не состоящие на кадастровом учёте до того, как приобрёл силу новый закон. Таковыми являются и земли, ПС на которые не было поставлено на кадастровый учёт до 1 марта 2008 года.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/ranee-uchtennyj-zemelnyj-uchastok.html

Как поставить на учёт в Кадастре ранее учтенный земельный участок

Постановка на учет ранее учтенных земельных участков

Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»? Это понятие не всегда существовало в юридической практике. Государственный учёт земли и её владельцев производится давно, но с течением времени порядок изменялся.

24 июля 2007 года был принят Федеральный Закон №221- ФЗ «О Кадастровой деятельности», установивший новый алгоритм внесения данных.

С 1 января 2017 года некоторые положения закона были уточнены, а кадастровый учёт объектов недвижимости стал осуществляться в рамках закона — это ФЗ№ 218 от 25 июля 2017 года «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно законодательству участки бывают следующих видов:

  • поставленные на учёт;
  • ранее учтённые;
  • перешедшие в архив;
  • временные;
  • аннулированные.

Ранее учтённым считается участок, сведения о котором содержались в государственных органах до 24 июля 2007 года, или собственник (застройщик) которого вступил в свои права с 1 марта 2008 года, но участок не был зарегистрирован в Кадастре.

СПРАВКА! Создание Государственного Кадастра недвижимости привело к необходимости дублирования уже имеющихся сведений об объектах недвижимости в государственной базе. Отсутствие данных о конкретной единице земли приводит к проблемам с оформлением документов, например, кадастрового паспорта.

Внесение сведений в кадастровый учет

Для внесения сведений в ГКН собственник земли самостоятельно обращается в Кадастровую службу. Другой порядок законом не предусмотрен. При обращении с собой необходим пакет документов, являющихся основанием для записи в ГосКадастр.

Процедура уточнения границ участка, если они не определены

Как уточнить границы? Процедура межевания необходима для обозначения конкретных параметров участка земли на местности. В ранее указанных сведениях не содержалось результатов уточнения границ, в расположении указывался адрес и общая площадь.

Границы должны быть указаны для постановки на учёт в органах Кадастра и получения основных документов на собственность. Межевание проходит в несколько этапов:

  • подготовительный, в ходе которого инженер изучает имеющуюся документацию на земельную площадь;
  • основной — непосредственное определение границ и поворотных точек группой геодезистов, при котором участвует кадастровый инженер, владелец участка и соседи;
  • отчётный — проверка сведений и подготовка плана по полученным замерам.

СПРАВКА! Процедура проходит в обычном порядке, если границы не являются предметом судебного спора, не были выявлены ошибки в данных или не обнаружено наложение границ.

О том, что вы хотите зарегистрировать границы, соседи информируются заранее. Факт получения уведомления подтверждается подписью. Если выявлено наложение границ, процесс оформления может затянуться и потребовать достижения компромисса.

Заявление о постановке на учет

Заявление о внесении сведений заполняется непосредственно владельцем участка и обязательно содержит пункты:

  • ФИО заявителя;
  • наименование документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер паспорта, кем и когда был выдан документ;
  • данные свидетельства о праве собственности на землю, праве пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования с датой вступления его в силу, выписка из похозяйственной книги или другой документ, подтверждающий права собственника;
  • адрес и телефон обратившегося лица;
  • способ получения кадастрового паспорта: в территориальном органе учёта, почтовым отправлением;
  • подпись заявителя.

ВНИМАНИЕ! Также указывается количество экземпляров кадастрового паспорта. В начале заявления прописана строка «Прошу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке в соответствии с прилагаемыми документами».

К заявлению прилагаются документы:

  • свидетельство, подтверждающее права владельца на земельную площадь (договор дарения, купли-продажи, подтверждение права наследования и т.д.);
  • план, полученный в результате межевания;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • нотариально заверенная доверенность, если заявление подает не собственник;

Заявление и копии бумаг передаются в отделение Кадастра, территориально относящееся к участку. Если в орган учёта обращается юридическое лицо, перечень бумаг дополняется учредительными документами. После передачи пакета бумаг уполномоченному специалисту, заявитель получает расписку с датой и подписью сотрудника.

Сумма государственной пошлины для физического лица — 200 руб., для юридического — 600 руб. при получении документа в бумажном формате. В электронной форме паспорт стоит дешевле, физическое лицо заплатит 150 руб., юридическое — 300 руб. С момента обращения до выдачи готового документа проходит 7–10 дней.

Что означает статус снятие участка с учёта?

Не всегда требуется поставить на учёт землю, порой нужно произвести обратную процедуру.

 Снятие с учёта ранее учтенного участка земли имеет место, когда происходит изменение границ надела или его разделение между собственниками.

В большинстве случаев приходится прибегать к помощи суда, поскольку с законодательной точки зрения установленного порядка решения подобных вопросов нет. Обойтись без судебного органа можно в нескольких случаях.

  • Планируется провести раздел между лицами, обладающими свидетельствами о правах собственности на этот надел. Необходимо только произвести фактическое разделение.
  • Ранее указанная информация о собственности была временной.
  • Данные о земле содержались в органах учёта, но регистрация прав не была осуществлена в течение 2 лет.

При этом понадобится заявление в установленной форме, в котором указана просьба собственника снять его недвижимость с регистрационного учёта, и документ, подтверждающий права владельца.

СПРАВКА! Обращение можно оформить лично или в электронном виде. Если решение государственного органа не является положительным, стоит обратиться в суд.

Владелец земельной площади получит отказ если:

  • недвижимость не состоит на учёте в Земельном Кадастре;
  • комплект документов не отвечает требованиям уполномоченного органа;
  • на исправление документов отводилось 3 месяца, но результаты не были предъявлены;

Отказ оформляется в письменной форме и передаётся владельцу, который далее защищает свои интересы в суде.

На практике возможны разные ситуации и иные варианты их решения. Например, гражданин является законным владельцем дома, но документ, подтверждающий его права на землю, был утерян.

В органах Кадастра собственник получил отказ в дубликате бумаги, подтверждающий его полные права, поскольку специалисты утверждали, что никаких сведений нет, и ранее участок не был учтен.

В процессе разбирательства Кадастр была признана кадастровая ошибка, проведено ее исправление, и информация о земле была удалена из базы Государственного Реестра.

Судебная практика

При обращении в суд собственник также должен составить заявление, которое содержит обязательные пункты.

  1. Наименование инстанции, которой направляется заявление.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Подробно описание сложившейся ситуации, ранее предпринятых действий и других нюансов.
  4. Требование о снятии с учёта ранее учтенного участка.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие собственность  лица, бумаги с информацией об участке и письменный отказ в снятии с учёта, полученный от кадастрового органа.

Также потребуется квитанция о выплате государственной пошлины. В течение месяца уполномоченный орган изучает обстоятельства и документы.

При отсутствии вопросов, выносится положительное решение, которое направляется в государственный орган для дальнейшего исполнения.

Вам будет интересно

Рекомендуем прочитать:

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка?
О земельных спорах
Согласование границ земельного участка

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/postavit-na-uchyot-zemelnyj-uchastok.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808 Относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, а также о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г

Постановка на учет ранее учтенных земельных участков

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” (далее – Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г.

N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”) Единый государственный реестр земель (далее – ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г.

N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра” (далее – Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г.

N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее – ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Ведение раздела ГРЗ КР “Земельные участки” (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:

внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;

выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);

отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.

Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:

заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);

внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).

Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.

Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее – Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а с 1 января 2017 г.

в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее – Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г.

N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее – ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.

Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и, соответственно, документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее – земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.

Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).

Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:

1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;

2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;

3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участках, и, соответственно, наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):

в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;

в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.

Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Минэкономразвития отметило, что все внесенные в земельный кадастр сведения о земельных участках с 1 марта 2008 г. стали сведениями госкадастра недвижимости, а с 1 января 2017 г. – данными ЕГРН. Также ведомство разъяснило, при каких условиях участки, учтенные до 1 марта 2008 г., могут быть сняты с госучета.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72620842/

Постановка ранее учтенного земельного участка на кадастровый учет

Постановка на учет ранее учтенных земельных участков

В 2007 году начал действовать Государственный кадастр недвижимости, и осуществление кадастрового учета с этого периода стало обязательным.

В связи с этим началась процедура постановки на кадастровый учет всех существующих объектов недвижимости, в том числе, земельных участков.

Понятие и нормативное регулирование ранее учтённых земельных участков

Земельный Кодекс после внесённых в него изменений сделал обязательным условием наличие присвоенного кадастрового номера земельным участкам.

Присвоение кадастрового номера означает постановку на кадастровый учёт того участка, которому он присвоен.

До 2008 года присвоение такого номера не считалось обязательным, и достаточно было только зарегистрировать право собственности на такой участок.

В соответствии с правилами, действующими в сфере земельных правоотношений, ранее учтёнными земельными участками считаются такие участки, на которые право собственности или специальных форм пользования (постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения) было оформлено до 1 марта 2008 года.

Ключевой особенностью таких участков является очень приблизительно установленные границы и пределы. Связано это с тем фактом, что на момент регистрации права собственности или пользования в отношении таких участков проведение процедуры межевания не являлось обязательным, что оказало влияние на отсутствие точных координат поворотных точек границ земельных участков.

Порядок постановки на учёт

Постановка на кадастровый учёт ранее учтённых земельных участков осуществляется в следующем порядке:

  • подача заявления в Росреестр для постановки участка на кадастровый учет;
  • предоставление документов, которые могут помочь в идентификации участка при постановке участка на кадастровый учет;
  • запрос Росреестром документов о присвоенной категории земельного участка, а также о виде разрешенного использования;
  • постановка участка на кадастровый учет путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

После того, как участок будет поставлен на кадастровый учет, лицу, подававшему заявление о постановке участка на учет, будет выдана на руки Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, в которой содержатся сведения о том, какой кадастровый номер присвоен конкретному участку.

Необходимые документы

Для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет, в Росреестр следует предоставить определенный пакт документов, который позволит идентифицировать участок. К таким документам относятся:

  • паспорт заявителя (если идет речь о физическом лице как заявителе) или учредительные документы юридического лица (если в качестве заявителя выступает юридическое лицо);
  • документы, подтверждающие факт возникновения права собственности на участок (договор купли-продажи, дарения и т.д.);
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая наличие права собственности на участок заявителя о постановке такого участка на кадастровый учет;
  • документы о проведении межевания участка и акт согласования установленных границ (с 1 января 2018 года наличие проведенного межевания является обязательным для всех земельных участков, существующих на территории Российской Федерации, так как в случае его отсутствия участок полностью выпадает из гражданско-правового оборота);
  • в случае возникновения территориальных споров относительно расположения границ и удачного их разрешения потребуется предоставить документы, подтверждающие разрешение таких споров;
  • квитанция об оплате госпошлины за постановку участка на кадастровый учет.

Постановка ранее учтенных земельных участков на кадастровый учет имеет свои особенности.

Сроки и стоимость

Для проведения постановки на кадастровый учет ранее учтенных участков есть свои регламентные сроки. Общая процедура не может превышать десяти дней с момента подачи заявления в Росреестр (даже если речь идет о подаче документов через многофункциональные центры). Этап запроса документов из реестровых баз при этом не может превышать пяти дней.

Что касается стоимости проведения процедуры, то она складывается из стоимости проведения межевания (если оно ранее проведено не было), а также размера госпошлины за постановку на учет.

Стоимость межевания колеблется от 15 до 50 тысяч рублей в зависимости от региона. Госпошлина составляет пятьсот рублей для физического лица и две тысячи – для юридического.

Особенности проведения постановки

Для постановки ранее учтенных земельных участков на кадастровый учет есть определенный перечень особенностей, которые следует учитывать при проведении процедуры.

Одной из таких особенностей считается возможность Росреестром отказать в постановке участка на кадастровый учет в случаях, если ни в одной из реестровых баз нет информации о таком участке.

В частности, такой отказ возможен в случаях, если нет данных о его фактическом расположении, примерных или точных координатах расположения границ участка на местности, в том числе, определенных по результатам проведения процедуры межевания.

Кроме того, обоснованием причины отказа может выступать также и отсутствие проведенного межевания, так как участок не является в этом случае полноценным объектом реализации гражданских прав на него собственника или пользователя. Еще одним основанием для отказа в постановке ранее учтенного участка на кадастровый учет следует считать наложение его границ на границы соседних участков, если такое наложение было выявлено.

При постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка его собственнику следует понимать, что снять с учета его можно будет только по решению суда. Такая возможность определяется по причине того, что на законодательном уровне для таких участков нет специального порядка действий в действующих нормативных актах.

Постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков представляет собой сложную процедуру, которая тщательно регламентирована в действующем законодательстве. Однако снятие с учета таких участков не проработано, поэтому это возможно осуществить только в порядке судебного решения.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/kadastrovyj-uchet/ranee-uchtennye.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.